Прокурор Ленинградской области Борис МАРКОВ
— Борис Петрович, уже в 4-й раз мы с Вами встречаемся в рамках подготовки журнала ко Дню Ленинградской области. Вы неоднократно говорили, что обеспечение всех ветеранов области жильем для васам приоритетная задача.
Скажите, как в регионе обстоят дела с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны?
— Действительно на моем особом контроле находится вопрос улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ.
Принятые в 2020 году прокуратурой области меры способствовали дополнительному выделению федеральных бюджетных денежных средств на указанные цели.
Всего в 2020 году 10 ветеранов ВОВ улучшили жилищные условия, что позволило на начало года ликвидировать очередь на жилье для данной категории граждан.
При этом в двух случаях пресечены нарушения жилищных прав ветеранов ВОВ.
Так, принятые прокуратурой области меры способствовали восстановлению на учете в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 2 ветеранов ВОВ.
Например, в 2021 году в результате прокурорского вмешательства ветеран ВОВ 23.04.2021 получила свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Кроме того, решением суда также удовлетворены требования органов прокуратуры о предоставлении жилого помещения в собственность вдове участника ВОВ, имеющей заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В настоящее время прокуратурой области обжалуются действия Правительства Ленинградской области в части отказа жителю блокадного Ленинграда в выделении денежных средств из федерального бюджета на жилищное обеспечение.
— Борис Петрович, от ветеранов хотелось бы перейти к детям. В нашем регионе не было такого, но в других регионах дети попадали в больницу после обеда в столовых, расскажите, пожалуйста, как проходят проверки питания детей?
— Соблюдения законодательства по обеспечению прав детей при организации питания в образовательных организациях находится на постоянном моем постоянном контроле.
Последняя масштабная проверка показала, что, к сожалению, в школах повсеместно допускались нарушения требований к организации питания детей, что могло негативно влиять на их здоровье, а в некоторых случаях создавать угрозу массовых отравлений.
В частности, в школах Тосненского района выявлено несоответствие фактического рациона питания детей утвержденному меню, отсутствовал запас пищевых продуктов, поставка, прием и хранение продуктов питания без документов, подтверждающих их безопасность и качество, нарушались условия хранения, выявлены продукты с истекшим сроком годности, витаминизация блюд не проводилась, к работе допускались лица без медицинских книжек.
В Гатчинском районе установлено, что в двух школах питьевая вода не соответствовала требованиям СанПиН, а в четырех других в образцах готовой продукции, в смывах с посуды, спецодежды работников обнаружены бактерии группы кишечной палочки, стафилококк.
Кроме того, в ряде школ Гатчинского района фактический рацион питания не соответствовал меню, которое, помимо прочего, неправильно формировалось, не предусматривалась витаминизация блюд, еда для детей холодная, на прием пищи отводилось менее 20 минут.
В Сланцевском районе в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа питание не соответствовало меню, режим питания, условия хранения продуктов, суточных проб не соблюдались, отсутствовали документы, подтверждающие безопасность и качество питьевой воды, нарушались правила уборки помещений – без применения дезинфизирующих средств.
Нарушения, связанные с хранением суточных проб, пищевых продуктов (фрукты, овощи с признаками недоброкачественности), использования посуды с дефектами, ненадлежащей уборки пищеблока, несоблюдения противоэпидемических мероприятий — выдача блюд без средств индивидуальной защиты установлены в одной школе Волховского района.
Всего по результатам проверки выявлено более 200 нарушений законов. Для их устранения заместителю председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам, руководителям администраций районов, образовательных организаций и организаторам питания внесены 106 представлений, возбуждены 36 дел об административных правонарушениях, направлены 2 материала проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, по результатам рассмотрения которых возбуждены 2 уголовных дела.
Устранение всех выявленных нарушений, ход расследования уголовных дел и недопущение подобных нарушений в будущем остается под нашим самым пристальным надзором.
— В одном из интервью вы уже отвечали на подобный вопрос наших коллег, но спрошу еще раз, расскажите, пожалуйста, как в Ленинградскую область попадают дети-сироты из других регионов и справляется ли область с потоком «не областных» детей-сирот и обеспечением их жильем?
— На территорию Ленинградской области ежегодно прибывают дети-сироты и лица из их числа, в отношении которых не исполнены обязательства по обеспечению благоустроенными квартирами в других субъектах.
Так, в 2020 году в органы опеки и попечительства обратились и встали на соответствующий учет почти 4 десятка таких граждан, переехавших из других субъектов (в основном, это Новгородская, Псковская области, Республика Карелия, Челябинская область и другие регионы).
Безусловно, это дает дополнительную нагрузку на областной бюджет.
Тем не менее, необходимое финансирование обеспечивается посредством внесения уточнений в областной бюджет в течение текущего финансового года.
Всего на цели обеспечения детей-сирот жильем из регионального и федерального бюджетов было выделено свыше 525 млн рублей, которые практически полностью освоены.
В 2020 году надзорным сопровождением обеспечено предоставление жилья 297 детям-сиротам, из них 14 – это дети-сироты, прибывшие к нам из других регионов. В настоящее время 29 детей-сирот, прибывших из других регионов, стоят в списке на получение жилья в текущем году.
Подчеркну, что вопрос обеспечения жильем детей-сирот продолжает оставаться на особом контроле в прокуратуре области. В постоянном режиме мы осуществляем мониторинг ситуации, в случае выявления нарушений в работе уполномоченных органов власти незамедлительно принимаем необходимые меры реагирования по их устранению.
— Не секрет, что для большинства людей стоимость лекарственных препаратов, их наличие в аптечных организациях являются весьма болезненной темой. Какие меры принимаются органами прокуратуры в указанной сфере?
— В истекшем периоде 2021 года органами прокуратуры выявлялись факты несвоевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами как по причине отсутствия в аптечных организациях, так и ненадлежащего формирования учреждениями здравоохранения плановых заявок на закупку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан.
Только после прокурорского вмешательства 8 граждан обеспечены необходимыми лекарственными средствами.
В частности, Комитетом по здравоохранению Ленинградской области по результатам рассмотрения представления прокуратуры области восстановлено право на получение льготных лекарственных препаратов 2 граждан, страдающих сахарным диабетом и рассеянным склерозом. В настоящее время пациенты по требованию органов прокуратуры обеспечены лекарствами в необходимом объеме.
Кроме того, городскими и районными прокурорами пресекались факты завышения аптечными организациями цен на лекарства, а также отсутствия необходимых препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарственных препаратов.
Всего органами прокуратуры по результатам проверки выявлено свыше 30 нарушений, внесено 20 представлений, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, направлено в суд 2 заявления.
— 2020 и 2021 это непростые годы, а дестабилизация экономической ситуации всегда напрямую сказывалась на благосостоянии конкретного гражданина. Не повлияла ли экономическая ситуация на своевременность выплаты заработной платы в регионе?
— Как уже мною отмечено, прокуратурой области обеспечивается комплексный подход к защите трудовых прав граждан, в том числе на оплату труда. Вопросы наличия и погашения задолженности по заработной плате находятся на моем личном постоянном контроле. Надзорным сопровождением обеспечена деятельность каждого работодателя, допустившего просрочку выплаты заработной платы. При этом в тесном взаимодействии с Государственной инспекцией труда в Ленинградской области, налоговыми органами и подразделениями Фонда социального страхования постоянно ведется работа по выявлению латентной задолженности по заработной плате.
В прошедшем году в результате принятых мер прокурорского реагирования восстановлены права более 3000 работников на выплату задолженности по оплате труда в размере свыше 160 млн руб. Проводилась работа, связанная с погашением задолженности по выплате заработной платы предприятиями-банкротами: обеспечено полное погашение задолженности 5 организациями-банкротами на общую сумму 62 млн рублей. Не допущено задолженности перед работниками бюджетных учреждений области.
И хочу вас заверить, что, несмотря на определенное послабление ограничительных мер, бдительность прокуроров в сфере защиты трудовых прав граждан не снижается. В результате на сегодняшний день общий размер задолженности по заработной плате на территории области составляет 51 млн рублей, это самый низкий показатель за последние годы.
— Наиболее остро для Ленинградской области стояли вопросы возникновения несанкционированных свалок, а также обращения с отходами. Получилось ли достигнуть улучшения законности в рассматриваемой сфере?
— Действительно, указанная проблема существует на территории Ленинградской области и находится под пристальным вниманием органов прокуратуры области.
Благодаря активной реализации прокурорами надзорных полномочий, в том числе по направлению в суды исковых заявлений, обеспечено последовательное сокращение более чем в 2 раза общего числа расположенных на территории области несанкционированных свалок с без малого 1700 на начало 2018 года до порядка 700 в настоящее время.
Последовательное принятие мер реагирования, в том числе более 500 исковых заявлений и 300 представлений способствовали существенной активизации деятельности профильных контролирующих органов.
Стоит отметить, что целенаправленному и последовательному подходу к устранению названных нарушений, является некая несогласованность действий между региональными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В этой связи по инициативе прокуратуры области проведено расширенное совещание, в работе которого приняли участие Губернатор Ленинградской области, руководители профильных исполнительных органов государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга, организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В целях совместного решения вопросов обращения с отходами на территории двух субъектов между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом заключено Соглашение о намерениях о сотрудничестве в сфере обращения с отходами.
В число принятых мер входит создание в январе текущего года единого на территории двух субъектов регионального оператора по обращению с отходами — АО «Невский экологический оператор».