
У пчеловодов в это время новая забота – пора доставать пчел из-под спуда, что обычно и делалось ими в день Пуда, приходящийся на 28 апреля. А у кого медок – у того и праздничек. На Пуда обычно распускают почки калина и рябина. Из них готовили целебные настои. Говорили также, что рябина способна исцелять от зубной боли. Для этого грызли дерево приговаривая: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — я тебя всю изгрызу».
29 апреля день Ирины (Арины) — «урви берега». Прозвали ее рассадницей, так как именно в этот день начинали сеять капусту в рассадниках приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузата; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна». На Арину также полагалось белить стволы садовых деревьев. Существует у Ирины и другое прозвище – «Ирина-урви берега». Лед тает не только на середине водоемов, но и по берегам рек и на затонах. Если при полуденном ветре лучи солнца темнеют, то ожидай грозы. Кучевые облака при восходящем солнце – к переменной погоде.
Последний день апреля – 30-е число – отмечает Зосима-пчельник, святой покровитель пчеловодства на Руси. В этот день вывозили пчел на пасеки. В этот день на что пчела садится – того и урожай будет хорош. В этот день считалось хорошо отведать меда. Если из темного облака солнце появляется с большим жаром – к грозе. Солнце парит и тишина в воздухе – к большой грозе и дождю.
1 мая Кузьма Огородник. В этот день сеют свеклу и морковь: «Пришел Козьма – заглянул в погреба, лопату взял – у избы землю вскопал». Если в этот день шел дождь, то первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Теплое начало мая верный знаком того, что в конце месяца начнутся холода, и наоборот: «На Кузьму в рубашке пахать — в шубе сеять». А если на Кузьму холодно, то вторая половина мая будет теплой.
2 мая, в день Иоанна Ветхопещерника, принято было угощать весну, чтобы она дала хороший урожай. Естественно, что в этом основная работа падала на женщин – они обновляли новину, то есть расстилали холсты в поле и, повернувшись на восток, кланялись и говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!» Затем клали на холст пирог и уходили в надежде, что матушка-весна, видя радение мастериц, поспособствует доброму урожаю льна и хлеба следующим летом. И холстам передавалась сила первой зелени, вешней водицы. Думали, что так передается сила красного солнца роду человеческому. В этот день поселяне молятся о защите от всех напастей. Повсеместное верование в Ивана Воина, или Ивана Воинственника было столь сильным, что к нему прибегали, чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват. Обворуют кого, служили молебен Ивану Воину, и тогда открывались обидчики и воры.
На 3 мая приходится день Окликание предков, когда народ посещал кладбища и окликал своих умерших родителей на погосте. Считалось, что в этот день земля раскрывается, и души покойных могут вылететь на свет божий. Обеденный стол поэтому накрывали как можно сытнее, чтобы предки убедились, что их детям и внукам живется хорошо. Ловить рыбу в этот день считалось большим грехом. Скорее всего потому, что примерно в это время многие речные виды рыб мечут икру. Кстати, по рыбьему молодняку тоже гадали: если мальки разойдутся быстро, то сеять можно пораньше, а если долго будут оставаться вместе — то стоит подождать.
В народном календаре на 4 мая – день Прокла, когда было принято проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали старики за околицей, стоя лицом к западу. Этим деревенский люд ограждал себя от нечисти на всю весну. Наступало ляльное время — так называли период игр и танцев. В Проклов день водили хороводы вокруг яблони и распевали песни. По другому дереву, черемухе, судили о погоде. Чем раньше она зацветала — тем более жаркого лета ждали.
Специально для «Вестей»
подготовил Николай ПРИМЕТИН