
Американский нейрохирург, проделавший своими руками больше 7000 операций на мозг, пришел к выводу, что человеческая душа – это не миф, а вполне реальная, хотя и не поддающаяся научным объяснениям субстанция.
69-летний Майкл Эгнор, работающий в нью-йоркском университете Стоуни-Брук, выпустил книгу под названием «Бессмертный разум», в которой привел массу аргументов в пользу существования души.
Врач признается, что сам прежде смеялся над подобными утверждениями. «Думал, что душа – это что-то вроде призрака, а я не верил в призраков», – говорит Майкл. Но хирургическая практика и многолетние наблюдения над пациентами убедили его, что он ошибался.
Он имел дело со множеством противоречащих научным знаниям случаев, когда люди с тяжелыми повреждениями мозга сохраняли ясный разум, силу воли, способность аналитически мыслить и чувство юмора. Эгнор приводит в пример девочку-подростка, которой пришлось вырезать половину мозговой ткани – ее место заполнила спинномозговая жидкость. «Грубо говоря, у нее полголовы было просто залито водой, – вспоминает доктор. – Я сказал ее семье, что с ней будет нелегко и она вряд ли сможет вести полноценную жизнь. Но все вышло иначе: девочка выросла совершенно здоровой».
Всерьез задуматься о душе Эгнора побудили и пациенты, которым он удалял опухоли из мозга под местной анестезией. То, что во время таких процедур люди оставались в сознании, адекватно реагировали на вопросы врачей, шутили, породило у нейрохирурга мысли о том, какова на самом деле связь между разумом и мозгом. Он изучил десятки научных трудов на эту тему, начиная с трактата «О душе» Аристотеля и заканчивая современными исследованиями.
«Абстрактное мышление (наша способность мыслить категориями и рассуждать), равно как и воля (умение принимать взвешенные решения и следовать им), не связаны напрямую с работой мозга», – пришел к главному выводу Эгнор.
Он приводит еще один убедительный пример: сиамские близнецы со сросшимися головами, у которых часть мозга – общая, живут и ощущают себя как два разных человека, у каждого – свой характер, свои предпочтения в еде, одежде и другие особенности. Если бы разум находился в прямой зависимости от работы мозговых клеток, то во многих случаях эти люди не могли бы иметь таких различий.
Наконец, пока не существует четких и полностью доказанных научных данных о том, почему люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают об одних и тех же видениях: как они наблюдали за своим телом со стороны, проходили сквозь стены, путешествовали по тоннелю или коридору, шли к свету, общались с умершими родными и просматривали, как в кино, эпизоды прожитой жизни. Со стороны нейрохирургов было предпринято немало попыток найти этому объяснения, но к любой из их теорий остается много вопросов, считает доктор Эгнор.
«В отличие от мозга, к душе нельзя получить доступ с помощью традиционных инструментов, ее невозможно разрезать скальпелем и разложить на отдельные компоненты. Но все же она существует, и я верю, что она бессмертна», – говорит Майкл.
Анастасия БЫЧКОВА
Специально для «Вестей»
По материалам газеты Daily Mail (Великобритания) и сайта книги М.Эгнора «Бессмертный разум» (США)