Те девушки, кому не довелось в этот год сыграть свадьбу, особые надежды возлагали на Ненилу, или Параскеву, чей день в народном календаре отмечается 10 ноября. В этот день полагалось молиться о хороших женихах. «Матушка Прасковея, пошли жениха поскорее», – просили девицы. Хоть и считалась Параскева покровительницей женской зимней работы, но в ее день прясть запрещалось. Не золили, то есть не мыли с золой и щелоком белья, иначе на том свете будет Параскева¬пятница за непослушницей гоняться.
11 ноября – день Анастасии-овчарницы и Настасьи-стригальницы. Издавна эта дата была началом стрижки овец. В южных районах она уже подходила к концу, а в некоторых к ней лишь приступали. В этот день было принято благодарить пастухов, которые сберегли овец, заботились о них. Их старались буквально расхватать по домам и накормить «от пуза». В этот ноябрьский день вспоминали и об Аврамии-овчаре, чьи именины тоже справляли 11 ноября.
12 ноября испокон веку считают синичкиным праздником. Этого числа отмечает свой день их святой покровитель – Зиновий, которого в народе прозвали Синичником. На этом птичьем празднике «Черный дрозд пивоваром был, а сизой орел винокуром слыл». На Зиновия птицы слетаются ближе к жилью, где больше корма.
Со Спиридона и Никодима (13 ноября) полагалось переводить кур в зимние закуты, отмечая старых и слабых, выбирали птицу на убой. Готовили разные блюда из курятины: запеченную или фаршированную курицу, котлеты из куриного фарша, курники – пироги с начинкой из куриного мяса. На Никодима и Спиридона отмечали свой праздник рыболовы. «Не накормит земля, накормит вода», – говорят на Руси. Только тяжел, непредсказуем и опасен рыбацкий промысел. Не на пустом месте, видно, поговорка родилась, что ловцы рыбные – люди гиблые. Только трудно унять мужской азарт. Для рыбака радость – рыбку поймать, а для любого охотника – убить хоть зайца. Некоторые даже говорили: «Не дорог конь, дорог заяц. Коня положили, да зайца уходили». А что «Двух зайцев гонять – ни одного не поймать», это любой охотник хорошо знает. К ловле приступали как к священнодействию. При выходе из дома читали молитву, а потом старались улизнуть незамеченными. Добычу тоже тихонько вытаскивали из капкана, чтобы никто не видел. Некоторые даже складывали убитых зайчат в лесу, а потом привозили незаметно для посторонних.
День Кузьмы и Демьяна (14 ноября) называют Кузьминками. Если подошли Кузьминки, значит, пришла пора расстаться с осенью и встречать зиму. Заметьте: если в этот день остался сухой лист на дереве, значит, на другой год мороз будет значительный. А на сами Кузьминки холода бывают умеренные, хотя кузнецы Кузьма да Демьян куют лед не только на земле, но и на водах. Закуют иногда Кузьма-Демьян так, что и до весны красной не расковать. «Кузьма закует, а Михайло возьмет да и раскует» (21 ноября частенько оттепели бывают). В России Кузьма да Демьян назывались рукомесленниками, покровителями всяческих ремесел, женского рукоделия. В народе рассказывали, что святые Кузьма да Демьян были кузнецами, но за свою тяжелую работу ни с кого денег не брали. Вот и прозвали их бессребрениками. А еще говорили, что они были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но и за этот труд платы не требовали, лишь просили покормить их кашей. И стало водиться за ними прозвище – «кашники». По традиции, в праздник этих святых в деревнях резали кур. Отсюда и пошла поговорка, что на Кузьму и Демьяна – куриная смерть. В некоторых местах крестьяне жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
16 ноября – Анна Холодная. «Анна без снега – не жди хлеба». Если дрова в печи в этот день горят сильно, а пламя с ревом устремлялется в трубу, нужно ждать бурю. Низко плывущие облака грозят приближением сильных морозов, а «Анна холодная – осень голодная». Девушки садились за прядение льна и ткачество: «Льняное золото растит девку царевной».
Специально для «Вестей» подготовил
Николай ПРИМЕТИН