Фото: pxhere.com
21 октября – Трифон и Пелагея – «С Трифона-Пелагеи все холоднее». Хозяйки в этот день доставали тулупы, шубы, шапки, рукавицы, проверяли пригодность: «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет». На Пелагею (Пелагию) и Трифона опускали на дно рек бочки с засоленными на зиму огурцами и капустой: подо льдом вода была холодной, но ее температура никогда не опускалась ниже нуля градусов – продукты не портились, но и не замерзали. При необходимости рубили полынью и доставали бочки.
Раньше Якова Дровопильца (22 октября) к заготовке дров на зиму не приступали: во-первых, летом хватало и других забот, а во-вторых, считалось, что осеннее полено горит жарче всего, поскольку из него уже ушли все соки. Нередко на Якова выпадал мелкий град: «Яков придет, крупицу пришлет». Начинали обдирать просо, овес, ячмень, молоть пшеницу, поэтому на Якова первым делом готовили кашу, которую подавали с маслом или салом, пекли пироги с кашей. На Якова закрывали грибной сезон – собирали последние осенние сыроежки, которые солили или тушили и подавали с картошкой.
23 октября – Евлампий Зимоуказатель. По расположению рогов месяца судили с какой стороны вскоре подуют ветры, если рога месяца указывают на север – быть скорой и строгой зиме, если на юг – до самой Казанской будет грязь и слякоть.
На Филиппа (24 октября) начиналась канитель – распутица и грязь на дорогах. Несмотря на распутицу, делами нужно было заниматься, и тогда говорили: «Некогда канителиться». Если в этот день снег лег на сырую землю, но не растаял, весной можно было надеяться на хороший доход, утренний снегопад на Филиппа предвещал студеную зиму, а если реки к этому времени замерзали, то нужно было обязательно походить по льду для улучшения в денежных делах. Если на Филиппа еще продолжался листопад – нужно было готовиться к тяжелому году.
На Андрона Звездочета (25 октября) до полуночи наблюдали за звездным небом: если небо было звездным, на следующий год должен был уродиться горох, яркие звезды предвещали морозы, тусклые – оттепель, а мигающие – перемену погоды, если видели падающую звезду – ждали ветров и сухого года. «Андрон может шестом небо достать, совком звезды почерпнуть».
26 октября – день чудотворной Иверской иконы Божьей матери, которую именуют также Вратарницей или Привратницей, которой молились об избавлении от разных бытовых неурядиц, об утешении в горе. На Иверскую обычно устраивали банное обиходье с настоями из целебных трав, которые ставили на полки. Приводили в парилку больных падучей – эпилепсией, чтобы лечебный травяной дух мог изгнать болезнь.
Параскеву Льняниху, Трепальницу (27 октября) почитали как покровительницу всякой женской зимней работы. В этот день хозяйки начинали трепать и мять лен, а вот прясть и стирать на Параскеву не рекомендовалось, хотя вполне можно было шить. Из-за сырой погоды и слякоти Параскеве дали неласковое прозвище – Грязнуха: «На Грязнуху не бывает сухо». Если распутица в это время столь велика, что отпечаток лошадиного копыта заливается водой, значит, до зимы осталось четыре недели, большая грязь сулила обилие дождей весной.