Главная Истории любви Замуж за актера, да еще и крепостного

Замуж за актера, да еще и крепостного

ТАКОЙ ВЫБОР СДЕЛАЛА ПОТЕРЯВШАЯСЯ ДОЧЬ ТУРЕЦКОГО ПАШИ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

«Поцеловать Михаила Семеновича Щепкина считалось необходимым. Его обыкновенно целовали все – молодые и пожилые дамы, и знакомые, и в первый раз его видевшие: это вошло в обычай. «Зато ведь,– говорил М.С. Щепкин,– я и старух всех целую!» Он пояснял этими словами, какую дань он платит за поцелуй молодых дам». Такие нравы, по воспоминаниям его невестки, царили в московском доме знаменитого актера Щепкина.

«Я ТУРЧАНКА И ВОЛЬНАЯ»

История его любви была красива и благородна. Михаил Щепкин был крепостным, а его жена – свободной. По закону, который в то время действовал в России, человек, вступивший в брак с крепостным, сам становился крепостным, так же и он сам, и рожденные в таком супружестве дети.

История Елены Дмитриевны были удивительна. 1791-й год, русско-турецкая война… На развалинах одного из домов в Анапе русские военные заметили рыдающую турецкую девочку. По виду ей было года два. Солдаты сжалились над хорошенькой черноволосой девочкой и принесли ее в палатку к офицеру. Тот решил взять ее себе. Однако офицеру оказалось не под силу с ней справиться.

«Ты человек бедный, а ребенок денег требует, – заявил офицеру боевой генерал князь Дмитрий Захарович Орбелиани. – Девочке кормилица нужна. Отдай ее мне. Я в Моздоке окрещу ее, воспитаю и сделаю счастливой!». Он стал восприемным отцом ребенка, когда девочку окрестили в христианскую веру, при крещении ее нарекли Еленой. А отчество и фамилию дали по крестному отцу: Елена Дмитриевна Дмитриева.

Орбелиани поместил крестницу в семью кормилицы и перечислял деньги на ее содержание. Однако вскоре Орбелиани забрал ее из семьи, поскольку в районе свирепствовали горцы.

Потом она оказалась в семье друзей Орбелиани. Они мучились с характером непоседливой девочки. Когда Елене сказали, что ее будущий жених должен спросить разрешения у приемной матери, девочка возмутилась: «Пусть прежде спросит, пойду ли я за него. Меня никто принудить не может. Я турчанка и вольная».

11-летнюю девочку передали потом еще в одну семью – Чаликовых. Они удочерили Елену и дали ей свою фамилию. Когда юная Чаликова повзрослела, у нее появились поклонники…

Однажды берейтор графа Волькенштейна расхвастался перед актером крепостной труппы Михаилом Щепкиным, что, мол, у него в любовницах самая настоящая турчанка. Легко представить, какое впечатление могли произвести такие разговоры в Курской губернии. И, видимо, произвели, если Щепкин сказал: «Не верю, покажи мне ее…».

Повод возник сам собой: граф, театрал и меломан, снарядил несколько понимающих в музыке людей, прослышав, что в деревне Ахремовке, где было имение Чаликовых, продают духовые инструменты. Елена Дмитриевна вспоминала, что молодые люди смотрели не на инструменты, а только на нее…

Михаил поглядел на Елену и сразу понял: никаких особенных отношений между ней и его приятелем не было, он просто сочинял, что она его любовница. Щепкин и Чаликова влюбились друг в друга с первого взгляда. Но покровители Елены отнюдь не были в восторге от этого романа. Они отлично понимали, чем чреват для воспитанницы брак с подневольным человеком. Ведь Михаил Щепкин родился в семье крепостного, принадлежавшего графу Волькенштейну.

Ребенок от рождения был столь артистичен, что хозяин стал заботиться об его образовании. К совершеннолетию Михаил Семенович стал звездой крепостной труппы. Щепкин оказался лицедеем, которому подвластно все: и комедия, и трагедия, и драма. Но при этом оставался крепостным. Елена же была свободной, но оставалась воспитанницей-приживалкой, с детства кочевавшей из семьи в семью.

СУДЬБА ПОСТОЯННО БАЛОВАЛА

В течение целых двух лет Михаил и Елена встречались не больше пяти раз. Но чувства не ослабевали. Во время одного из коротких тех свиданий прекрасная турчанка получила от возлюбленного две банки помады и поцелуй. И были послания, которые возлюбленные постоянно отправляли друг другу.

В конце концов, Елена показала письма своей благодетельнице Чаликовой. И та, увидев глубину чувств молодых людей, дала разрешение на брак. Но сказала, что денег на выкуп ее возлюбленного из крепостной неволи у нее нет.

Так в 1812 году Елена Дмитриевна стала женой провинциального крепостного актера Михаила Щепкина. Кстати, в том же году в петербургских газетах появились объявления примерно такого содержания: мол, семья турецкого паши, приехавшая в Петербург, разыскивает девочку, дочку паши, потерявшуюся при взятии Анапы. Паше точно известно, что она жива, что ее подобрали русские солдаты, и тому, кто найдет ее, полагается большое вознаграждение.

Елена Дмитриевна была уверена, что речь шла о ней. Но велела: «Передайте, пожалуйста, матушка-княгиня, турчанкам, что я не та, кого они ищут, скажите, что приметы не сходятся, и выдайте меня замуж за любимого человека!»…

В семье Щепкиных родилось шестеро детей. Семейство жило бедно, приходилось часто переезжать: в зависимости от того, в какой театр приглашали отца семейства.

Талант артиста заметили влиятельные люди и стали всеми силами пытаться освободить его из крепостной неволи. В судьбе Щепкина приняли участие многие замечательные люди: князь Николай Репнин, декабристы Матвей Муравьев-Апостол, Сергей Волконский и другие. Михаил Щепкин впоследствии замечал в своих «Записках», что «судьба его постоянно баловала». В 1821 году, когда Михаилу Щепкину было 33 года, он стал свободным. Его жена и дочери тоже получили вольную, а сыновья еще несколько лет были крепостными.

В 1823 году, после более чем десятилетних странствий, семейство Щепкиных осело в Москве. Щепкин стал ведущим артистом Малого театра. В 1825 году он впервые приехал в Петербург, чтобы выступить на сцене Александринского театра. На его игру сразу обратили внимание и сравнивали с местным знаменитым комиком Елисеем Бобровым, причем талант Щепкина ставили несоизмеримо выше. Щепкин мечтал вырваться из амплуа комического актера, исследователи считают, что роль Городничего в «Ревизоре» стала главным событием в его творческой биографии.

ДОМАШНЯЯ БОГАДЕЛЬНЯ

К началу 1830-х годов в хлебосольном доме Щепкина обитало больше двух десятков человек: не только сам артист, его жена и дети. В московском доме Щепкиных находили приют осиротевшие дети родных и друзей, а также престарелые одинокие актеры.

«Дом М.С.Щепкина часто наполнялся его старыми и молодыми знакомыми и друзьями; но он и всегда был полон его собственною семьей, его родными, жившими у него, и разными старушками, которым давал он у себя приют ради их старости, – вспоминала жена сына артиста, Александра Владимировна Щепкина. – Это было что-то вроде домашней богадельни, порученной заботливости жены его и одной немолодой девушки, которая воспиталась у них в доме.

«Жалко эту старуху, она совсем одинока! – говорил актер.– Я просил ее переехать ко мне на житье…» И после этого в доме появлялось новое лицо.

«В доме радушно принимала всех жена М. С., которая составляла самое приятное дополнение к его собственному добродушию, – вспоминала Александра Щепкина. – Ее приветливая улыбка и лицо, красивое и в старости, освещались еще прекрасными темными глазами; с ее кротким и ровным характером, она была вполне способна заботиться о том домашнем приюте для стариков и сирот, который Михаил Семенович Щепкин устраивал в своем доме, по свойственному ему сочувствию к осиротелым и бездомным…

Таков был состав семьи М. С. Щепкина, и все в ней деятельно суетились, шумели и о ком-нибудь заботились, и все в ней было полно жизни, в самых разнообразных проявлениях. По комнатам двигались дряхлые старушки в больших чепцах; тут же расхаживали между ними молодые студенты, сыновья М. С. Щепкина и их товарищи. Часто среди них появлялись молодые артистки, вместе с ним игравшие на московской сцене, и подходили к хозяину с поцелуями».

По свидетельствам очевидцев, через всю жизнь супруги Щепкины пронесли любовь и нежность друг к другу. Он ее называл «моя милая анапская турчанка». В переписке, которую они вели (особенно тогда, когда Михаил Семенович уезжал на гастроли в какую-нибудь глушь и не мог взять семью с собой), они любили пошутить: она называла его Машей, а он ее – Алешей.

«Милая Алеша, спасибо тебе за письмо; оно меня поуспокоило насчет вас; а то при удушающей тоске неизвестности об вас еще тяжелее, – писал Михаил Щепкин жене 30 сентября 1849 года. – Ты пишешь, что я не известил вас, на каких я условиях, но ты забыла, что я условия никакого делать не могу, я по контракту обязан играть в обеих столицах, и право вознаграждения дирекция предоставила себе… С сею почтою посылаю вам денег 250 рублей серебром, поговаривают, что мне дадут бенефис, и я в надежде на него заказал уже три шубы енотовых: Мите, Коле и Паше, каждую по 150 рублей серебром… Целую тебя много раз, а ты перецелуй детей и внука, остаюсь твой друг и муж Михайло Щепкин».

«Друг мой Алеша, – обращался Михаил Щепкин жене письмом в апреле 1858 года. – Сегодня играю свой половинный бенефис; что будет – не знаю, а после спектакля, отдохнув, чуть свет выезжаю в Кострому; Волга еще не прошла, и потому еду на почтовых, тут всего около ста верст. Хорошо, если бы успела труппа доехать, чтобы в воскресенье сыграть спектакль, а там пробуду по 21-е апреля, а к 24-му буду в Москву, дай бог, чтобы вас нашел всех здоровых, прощай, перецелуй всех детей и внучат, а я заочно тебя целую безо счету и остаюсь твой муж и друг Михайло Щепкин».

Михаил Щепкин очень заботился о том, чтобы у детей было хорошее образование. После домашнего обучения он устроил их в гимназию. Нанял университетских профессоров, чтобы подготовить их к поступлению в высшее учебное заведение. В результате все сыновья и приемные дети Щепкина поступили в университет.

Как вспоминала Александра Щепкина, Михаил Семенович до конца жизни не покидал сцены – «столько же по страсти к ней, сколько и для того, чтоб иметь средства и поддерживать тех из сыновей своих, которые не могли еще жить личным трудом. И уже семейных сыновей он долго еще не отпускал от себя, чтобы, по его словам, они были более обеспечены и легко проходили мимо искушений жизни».

«Любезный сын и друг» – так неизменно начинал Михаил Семенович свои письма к сыну Александру. «Письмо твое получил, из которого видели твою деятельность по части сценического искусства; и хорошо: тут, кроме забавы, есть польза», – писал он сыну в марте 1857 году. Александр Щепкин был юристом, чиновником – управляющим Тульской казенной палатой, однако от отца он унаследовал актерскую жилку и выступал в любительских спектаклях…

«МОЯ МИЛАЯ ТРАГЕДИЯ»

Жена Михаила Семеновича до своих последних дней оставалась его верной надеждой и опорой. Несмотря на слабое здоровье, частые недомогания и постоянный недуг (Елена Дмитриевна была больна туберкулезом), она оставалась и в пожилом возрасте живой и отзывчивой ко всему, была в курсе всех интересов и сценической деятельности мужа.

После того, как в 1859 году супруги не стало, Михаил Семенович не смог жить там, где все напоминало о ней. И переехал в другой дом. Он скончался спустя четыре года в Ялте. Современники вспоминали: на поминках говорили, что по-настоящему Щепкина не стало несколько лет назад, когда он потерял Елену Дмитриевну.

Последние годы одиночество Щепкина скрасила его давняя знакомая, бывшая трагическая актриса, одинокая дама около шестидесяти лет – родная сестра знаменитого актера Павла Мочалова, на сцене она носила имя Мочаловой-Франциевой.

«В разговорах с нею Михаил Семенович часто называл ее просто: «моя милая трагедия!», – вспоминала Александра Щепкина. – Шутя они вместе иногда подражали старинным драматическим приемам, читая монологи из Эдипа в Афинах. «Постой, дочь нежная преступного отца», – начинал Михаил Семенович иногда неожиданно, и М. С. Франциева тотчас входила в его тон и отвечала ему монологом Антигоны, с декламацией старого времени и с поднятой кверху рукою.

Вместе с «милой, старой трагедией» М. С. Щепкин весной кормил воробьев на своей террасе в саду, искрашивая им белый хлеб на устроенной для этого деревянной полочке у террасы. Однажды он сказал при этом М. С. Мочаловой: «Помни, трагедия! Ты видишь эти развернувшиеся листья? Прежде чем они упадут на землю, меня уже не будет!» И словам этим суждено было сбыться…»

Комментарии
0
Рекомендуем:
25 апреля Петербуржцам показали, как высокоскоростные поезда будут отправляться с Лиговского проспекта
Новости Ленинградской области
25 апреля Программа долгосрочных сбережений
Новости Ленинградской области
25 апреля Субботник на карте, наяву и в «цифре»
Новости Ленинградской области
25 апреля Ленобласть встречает май спортивно
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
^