В суете будней мы часто не находим время разобраться в существе ряда событий, вещей и явлений. Это относится и к налогам. В общественном сознании налоги, как правило, не вызывают позитивных эмоций, а жаль. Необходимо осознавать, что налоги — экономическая категория, которая играла важнейшую роль в жизни человечества во все исторические эпохи, начиная с древнейших времен. Понятие «налог» (фиск, подать, мыто, оброк или десятина) всегда было неразрывно связано с развитием той или иной общественно-политической формации, необходимостью поддерживать социально-экономические интересы всех слоев общества, вести многоотраслевую хозяйственную деятельность, содержать государство и обеспечивать его безопасность, словом, налоги — это наши инвестиции в будущее. Во все времена формирования человеческой общности, а особенно начиная с античности, у всех народов постоянно вставал вопрос создания оптимальной системы налогообложения, которая устраивала бы как властные структуры общества, так и народ — производителей и потребителей товаров и услуг, плательщиков в бюджеты различных уровней. Известно, что функции налогов — фискальная, распределительная и стимулирующая в равной степени реализуются только в рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы государства. Налоговая система, как показала история, может быть эффективной лишь в том случае, если она способствует развитию всех форм производства и бизнеса, финансовой и экономической стабильности общества, не провоцирует роста инфляции, преступлений в сфере экономики, искусственного банкротства, увода капитала за рубеж, т.е. расшатывания основ государственности.
Изучая экономическое и финансовое развитие нашего региона в минувшем веке, понимаешь стремление власть предержащих той эпохи усовершенствовать налоговую систему советского государства, как в масштабах всей страны, так и отдельных республик, краев и областей. Очевидно, что продуманная, строго выстроенная налоговая система всегда обеспечивает регулярный приток средств в казну государства, гарантирует его экономическое развитие, мощь, процветание и независимость, прогресс и благополучие общества.
Налоговая система России — государства, претерпевшего за минувшие 30 лет кардинальные изменения в политической и экономической сфере, является одной из важнейших составляющих формирования бюджетной политики страны, особенно это важно в нынешние непростые времена, впрочем, нашему народу и государству не привыкать к различного рода испытаниям, которые нас только закаляют и сплачивают, делают сильнее и мудрее, укрепляют государственную мощь.
Важно, что руководство нашей страны успешно решает проблему модернизации налоговой системы, совершенствования налоговой политики, оптимизации администрирования налогов ради главной цели — роста жизненного уровня каждого члена нашего общества, мощи, независимости и дальнейшего социально-экономического развития государства, роста его авторитета в мире. Наша страна добилась того, что отечественные решения, продукты и технологии в этой сфере признаны лучшими в мире. В минувшем году проведена реформа налоговых органов региона с учетом требований времени и объективных обстоятельств. Для реализации этих задач должны объединяться усилия всех ветвей власти, всех контролирующих, исполнительных и правоохранительных структур, общественности. В Ленинградской области все происходит именно так: налоговые органы работают в тесном контакте с Губернатором, Комитетами Правительства, государственными структурами, стоящими на защите экономической целостности и безопасности государства. Идет постоянный обмен опытом и с коллегами Северо-Западного региона. Мы стремимся к открытости в своей деятельности, демонстрируем результаты своей работы, ориентируем плательщиков в массиве законодательных актов, разъясняем их права и обязанности, своевременно информируем об изменениях в налоговом законодательстве, и начинаем эту просветительскую деятельность в учебных заведениях, в детских домах. Мы постоянно занимаемся и повышением квалификации своих сотрудников, для нас важна преемственность поколений, перенимание опыта ветеранов, создававших налоговые органы обновленной России. Наш принцип и один из главных девизов — человекоцентричность во всем многообразии этого понятия.
Многие специалисты наших инспекций и Управления долгие годы повышали свою квалификацию и даже имели возможность преподавать ряд дисциплин сначала в стенах Центра повышения квалификации, а в последние 10 лет в Северо-Западном институте повышения квалификации ФНС, который в начале июня торжественно отметил свое 100-летие. Сегодня успешно повышают свой профессиональный уровень в Школе руководителя руководители Управлений ФНС России и начальники Межрегиональных инспекций ФНС России. В наши дни на первый план вышли базовые умения и владения способами общения с обществом в целом и с каждым его членом, гражданином, налогоплательщиком, нашим деловым партнером. Мы добиваемся как от сотрудников высшего звена, так и от руководителей среднего звена и инспекторского состава владения масштабным, творческим, критическим и стратегическим мышлением, быть максимально коммуникабельными, умело отстаивать и продвигать ценности, декларируемые ФНС России.
С каждым годом ширится и совершенствуется обширный спектр сервисных услуг, оказываемых налогоплательщикам. В комфортабельных операционных залах налоговых инспекций области, которых становится все больше (совсем недавно мы открыли современный операционный зал в МИФНС №9, обслуживающей самую обширную территорию области), налогоплательщикам оказывается оперативная помощь при заполнении документов, регулярно осуществляется консультирование. Налоговые инспекции постоянно улучшают свое материально-техническое оснащение, идут в ногу с техническим прогрессом. Для нас важно создавать с налогоплательщиками честные партнерские взаимоотношения, вести открытый диалог, слушать и слышать друг друга.
Во всех районах области все категории налогоплательщиков (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) области в большинстве своем подключились к популярному и удобному сервису сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика», поняв все преимущества использования данной электронной услуги. В Ленинградской области, сначала на базе инспекции по Выборгскому району, а ныне — в МИФНС №10 успешно функционирует Единый центр регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плательщики, мнением каждого из которых мы глубоко дорожим, всегда могут обратиться в налоговые органы, включая Управление, получить квалифицированную консультацию и ответ на животрепещущие вопросы с абсолютной гарантией конфиденциальности. Важно просто говорить с обществом о сложном, быть доходчивыми и убедительными и в этом, в формировании налоговой грамотности плательщиков и доверительных отношений с налоговыми структурами нам на протяжении всех лет существования налоговых органов оказывают действенную помощь местные и региональные электронные и печатные СМИ, за что мы им глубоко признательны. Мы информируем плательщиков и через телекоммуникационные каналы связи, что сегодня весьма актуально. Особо хочется поблагодарить руководство и коллектив редакции газеты «Вести» за многолетнюю профессиональную, товарищескую поддержку, оперативную помощь в объективном освещении нашей деятельности.
Мы гордимся, что современная Ленинградская область — колыбель налоговых структур еще Древней Руси, сформировавшаяся много веков назад. В последующие века сбор налогов постоянно совершенствовался, появлялись соответствующие законодательные акты, департаменты, словом, этому источнику пополнения казны России уделялось все больше внимания. Значительно усовершенствовал систему налогообложения Петр Первый, отдававший отчет в значимости и необходимости этого вида государственной деятельности финансовых органов. Отрадно, что наша система и сегодня продолжает постоянно совершенствоваться, стимулируя рост экономики региона и уровня благосостояния его жителей. Мы и впредь будем решать основную задачу — обеспечивать полноту и своевременность налоговых поступлений в общегосударственную, региональную и местную казну.
Приведу немного цифр, дающих представление о масштабах деятельности налоговиков в минувшем году.
В 2021 году благодаря командной работе высоких профессионалов налоговыми органами области решена задача по обеспечению уровня налоговых доходов, предусмотренных законодательством о федеральном бюджете и региональными законодательными актами об областном и местных бюджетах.
Поступления в бюджетную систему Российской Федерации в 2021 году составили 200 млрд рублей, что на 17 млрд рублей или на 9,4% больше по сравнению с поступлениями предыдущего года, обеспечены за счет следующих источников дохода: налог на прибыль — 75 млрд рублей или 37,2 %, НДФЛ — 54 млрд рублей или 26,6%, НДС — 29 млрд рублей или 14,5 %, имущественные налоги — 30 млрд рублей или 15%.
В 2021 году 19% составляют поступления в федеральный бюджет и 81% — в консолидированный бюджет Ленинградской области, а это 162 млрд рублей, что на 11 млрд рублей больше, чем за аналогичный период предыдущего года, что позволило обеспечить выполнение бюджетных назначений на 105,7%.
Основными бюджетообразующими отраслями Ленинградской области остаются: обрабатывающие производства — 34,3%, оптовая и розничная торговля — 14,2%, транспорт и связь — 9,7%, строительство — 8%.
В этот замечательный день хочу от всего сердца пожелать счастья, здоровья, мира, благополучия, добра, неиссякаемой энергии, радости и оптимизма, успехов всегда и во всем жителям региона и тем, кто трудится во имя его дальнейшего процветания, особенно — ветеранам, поднимавшим нашу Родину и любимую Ленинградскую область из руин после разорительных войн. Будьте настоящими патриотами: цените, берегите, гордитесь, любите и благоустраивайте эту прекрасную, с богатой и славной историей, землю — Ленинградскую область!
Руководитель УФНС России по Ленинградской области,
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Е.А. КОБЯКОВА