Су-57
Самолетостроение в России медленно, но верно набирает обороты. За последние годы созданы новые уникальные по своим параметрам машины. Моделям МС-21 и Ил-114-300 предстоит заменить иностранные Boeing и Airbus в российском небе. Обзор «Вестей» посвящен самым значимым из построенных после распада Советского Союза моделям, которыми может гордиться страна.
Авиационная отрасль России, пережив крутое пике в 90-е годы, снова на подъеме и сейчас в стране создаются все основные типы самолетов. Кроме этого проходят глубокую модернизацию модели, которые были спроектированы еще в СССР, но после переделки становятся, по сути, новыми самолетами. Военный транспортник Ил-476 заменит «рабочую лошадку» десантников Ил-76. На смену устаревшим Ан-24 и дорогим иностранным аналогам придет небольшой самолет для региональных авиалиний Ил 114-300. Для дальнемагистральных перелетов совместно с Китаем с чистого листа создается широкофюзеляжный самолет CR929.
БЕ-200: УНИКАЛЬНАЯ «ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА»
Этот уникальный самолет-амфибию начали проектировать в начале 90-х, а впервые он полетел только в 1998 году. Машина не имеет аналогов в мире по многим летно-техническим характеристикам. Свое неофициальное название «летающая лодка» он получил благодаря способности взлетать как с аэродрома, так и с поверхности водоема.
Основная задача амфибии – тушение лесных пожаров. За 15 секунд самолет может взять на борт 12 тонн воды (вполовину больше, чем его иностранные собратья), и сбрасывать запасы полностью или частями по полторы тонны, в зависимости от площади пожара. Современный навигационные комплексы позволяют самолету после забора воды на водоеме вернутся в плотном дыму в точку предыдущего сброса. Добиться того, чтобы машина пошла в серию удалось во многом благодаря нынешнему министру обороны РФ Сергею Шойгу, который, еще будучи главой МЧС, добился выделения бюджетных средств на строительство первых пяти серийных самолетов.
В июне 2017 года в Качугском районе Иркутской области экипаж Бе-200 МЧС России спас 20 пожарных-парашютистов, которые оказались в огненном кольце. Экипаж самолета Бе-200 МЧС России в это время тушил лесной пожар в соседнем районе. Получив информацию от наземных сил, командир Бе-200 Александр Марнохай принял решение обойтись без дозаправки и взял курс на место ЧП. За несколько сбросов воды пожар был остановлен, а люди спасены.
«СУПЕРДЖЕТ 100»: ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ
Первый гражданский самолет полностью спроектированный и построенный в России после распада СССР впервые взмыл в воздух в 2008 году. После сложного для отрасли периода в два десятилетия создание даже среднемагистрального узкофюзеляжного самолета стало достижением. Большая часть комплектующих и двигатели самолета остаются иностранными, но именно это обстоятельство упростило сертификацию самолета в Европе. По своим параметрам все семейство SSJ проектировалось исключительно под запросы авиакомпаний. Благодаря отличной аэродинамике его можно использовать и на более длинные маршруты, тем самым повышая эффективность.
К сожалению, кооперация с французскими производителями двигателей не пошла на пользу. Двигатели выходили из строя, а их замена и ремонт длились долго, так как основная его часть производилась во Франции. В итоге современные комфортабельные лайнеры месяцами простаивали в ангарах.
Недавно запущена новая улучшенная система послепродажного обслуживания. Производитель сформировал запас узлов и агрегатов, подготовил логистические центры по хранению запчастей для того, чтобы оперативно поставлять их в любое время.
В ближайшие годы будет реализован проект SSJ-New – обновленного «Суперджета» с российскими комплектующими. Кроме этого Россия разрабатывает двигатель ПД-8 для установки на этих самолетах.
На конец прошлого года в мире успешно эксплуатировалось более 200 самолетов SSJ, а 10 января министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в этом году запланирована поставка еще 37 самолетов.
МС-21: РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Среднемагистральный самолет МС-21 – будущий флагман российской гражданской авиации. В отличии от «Суперджета» большинство деталей на нем производятся в России. Проектируется он с двумя вариантами двигателей – американским и российским. При этом в новом самолете воплощены лучшие достижения самолетостроения на сегодняшний день.
Часть планера изготовлена из композитных материалов, что позволило МС-21 выйти на один уровень с ведущими производителями авиапродукции – Boeing, Airbus и Bombardier. При этом диаметр фюзеляжа российской машины – самый большой в своем классе, за счет этого удалось сделать широкие кресла, а проход между ними позволяет разойтись двум пассажирам. Кроме этого, у самолета отличные аэродинамические качества. По оценке генерального директора Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского академика РАН Сергея Чернышева отношение подъемной силы к сопротивлению у самолета МС-21 на 7-10% выше, чем у конкурентов. Примерно такое же преимущество и в расходе топлива.
Используемый двигатель ПД-14 – отдельный повод для гордости. Двигатель пятого поколения с низким уровнем шума и выброса CO2 – прямой конкурент западным аналогам. В мире всего четыре страны имеют технологию полного цикла создания современных газотурбинных двигателей: США, Великобритания, Франция и Россия. Этот круг даже более ограничен, чем количество стран, имеющих в своем распоряжении технологию производства ядерного оружия.
Еще на этапе создания МС-21 западные страны пытались остановить его производство. Санкции США привели к прекращению поставок композитных материалов для крыла разрабатываемого самолета МС-21. В итоге сроки производства сдвинулись на год, однако за это время производство необходимых материалов для строительства лайнера было налажено в России.
Уже сейчас подписаны контракты с российскими компаниями на поставку 175 самолетов. В начале этого года на заводе в Иркутске приступили к сборке первого серийного самолета МС-21. А в июле 2021 года на авиакосмическом салоне МАКС-2021 в Жуковском пройдет премьерная демонстрация лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14.
Преимущества как абсолютно инновационного самолета признают даже конкуренты и говорят о его востребованности. Так президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко в интервью телеканалу «Россия-24» сказал: «МС-21 – это последнее подтверждение того, что Россия вернулась в первый ряд партера гражданской авиации».
СУ-57: САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ САМОЛЕТ РОССИИ
В 2010 году впервые поднялся в воздух истребитель пятого поколения Су-57 – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Су-57 обладает высокой маневренностью, новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и малой заметностью (технология «стелс»). Большая часть информации по этому самолету засекречена. Работы над ним должны завершиться в 2022 году.
Ранее несколько истребителей Су-57 были испытаны в Сирии. За десять вылетов пилоты выполнили программу испытаний, в том числе боевых. Вместе с Су-57 в Сирии в воздух поднимались самолеты-лаборатории, которые отслеживали параметры работы нового самолета и оружия. Сейчас в российские Воздушно-космические силы начали поставлять серийные истребители этого типа. Российское военное ведомство заказало 76 единиц.
С-70 «ОХОТНИК»: БЕСПИЛОТНИКИ – НОВЫЙ ТРЕНД В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ
Российский тяжелый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Охотник» совершил первый испытательный полет в 2019 году. В одном ряду с самолетами он не случайно, так как не уступает им по тактико-техническим характеристикам, а в чем-то и превосходит. Пока о новинке известно немного.
Аппарат выполнен по типу «летающего крыла» с применением «стелс»-технологий. Размах крыльев – 19 метров, в длину беспилотник достигает 14 метров, а вес машины составляет 25 тонн, как у полноценного истребителя. Он может взять с собой до 3 тонн ракет и бомб. Заявленная дальность полета – 5000 км, а скорость – не менее 1000 км/ч.
При этом надо понимать, что БПЛА не заменит самолет в полной мере. Главная уязвимость любых таких аппаратов состоит в возможности перехвата управления и посадка на вражеской территории. Ее наглядно продемонстрировали иранцы, когда несколько лет назад заставили сесть на своей территории американский тяжелый дрон RQ-170 Sentinel.