Главная Калейдоскоп Россия встает на крыло

Россия встает на крыло

В СТРАНЕ СОЗДАНЫ НОВЫЕ САМОЛЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫСОКО ОЦЕНИЛИ ДАЖЕ КОНКУРЕНТЫ

Су-57

 

Самолетостроение в России медленно, но верно набирает обороты. За последние годы созданы новые уникальные по своим параметрам машины. Моделям МС-21 и Ил-114-300 предстоит заменить иностранные Boeing и Airbus в российском небе. Обзор «Вестей» посвящен самым значимым из построенных после распада Советского Союза моделям, которыми может гордиться страна.

Авиационная отрасль России, пережив крутое пике в 90-е годы, снова на подъеме и сейчас в стране создаются все основные типы самолетов. Кроме этого проходят глубокую модернизацию модели, которые были спроектированы еще в СССР, но после переделки становятся, по сути, новыми самолетами. Военный транспортник Ил-476 заменит «рабочую лошадку» десантников Ил-76. На смену устаревшим Ан-24 и дорогим иностранным аналогам придет небольшой самолет для региональных авиалиний Ил 114-300. Для дальнемагистральных перелетов совместно с Китаем с чистого листа создается широкофюзеляжный самолет CR929.

БЕ-200: УНИКАЛЬНАЯ «ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА»

Этот уникальный самолет-амфибию начали проектировать в начале 90-х, а впервые он полетел только в 1998 году. Машина не имеет аналогов в мире по многим летно-техническим характеристикам. Свое неофициальное название «летающая лодка» он получил благодаря способности взлетать как с аэродрома, так и с поверхности водоема.

Основная задача амфибии – тушение лесных пожаров. За 15 секунд самолет может взять на борт 12 тонн воды (вполовину больше, чем его иностранные собратья), и сбрасывать запасы полностью или частями по полторы тонны, в зависимости от площади пожара. Современный навигационные комплексы позволяют самолету после забора воды на водоеме вернутся в плотном дыму в точку предыдущего сброса. Добиться того, чтобы машина пошла в серию удалось во многом благодаря нынешнему министру обороны РФ Сергею Шойгу, который, еще будучи главой МЧС, добился выделения бюджетных средств на строительство первых пяти серийных самолетов.

В июне 2017 года в Качугском районе Иркутской области экипаж Бе-200 МЧС России спас 20 пожарных-парашютистов, которые оказались в огненном кольце. Экипаж самолета Бе-200 МЧС России в это время тушил лесной пожар в соседнем районе. Получив информацию от наземных сил, командир Бе-200 Александр Марнохай принял решение обойтись без дозаправки и взял курс на место ЧП. За несколько сбросов воды пожар был остановлен, а люди спасены.

«СУПЕРДЖЕТ 100»: ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ

Первый гражданский самолет полностью спроектированный и построенный в России после распада СССР впервые взмыл в воздух в 2008 году. После сложного для отрасли периода в два десятилетия создание даже среднемагистрального узкофюзеляжного самолета стало достижением. Большая часть комплектующих и двигатели самолета остаются иностранными, но именно это обстоятельство упростило сертификацию самолета в Европе. По своим параметрам все семейство SSJ проектировалось исключительно под запросы авиакомпаний. Благодаря отличной аэродинамике его можно использовать и на более длинные маршруты, тем самым повышая эффективность.

К сожалению, кооперация с французскими производителями двигателей не пошла на пользу. Двигатели выходили из строя, а их замена и ремонт длились долго, так как основная его часть производилась во Франции. В итоге современные комфортабельные лайнеры месяцами простаивали в ангарах.

Недавно запущена новая улучшенная система послепродажного обслуживания. Производитель сформировал запас узлов и агрегатов, подготовил логистические центры по хранению запчастей для того, чтобы оперативно поставлять их в любое время.

В ближайшие годы будет реализован проект SSJ-New – обновленного «Суперджета» с российскими комплектующими. Кроме этого Россия разрабатывает двигатель ПД-8 для установки на этих самолетах.

На конец прошлого года в мире успешно эксплуатировалось более 200 самолетов SSJ, а 10 января министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в этом году запланирована поставка еще 37 самолетов.

МС-21: РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Среднемагистральный самолет МС-21 – будущий флагман российской гражданской авиации. В отличии от «Суперджета» большинство деталей на нем производятся в России. Проектируется он с двумя вариантами двигателей – американским и российским. При этом в новом самолете воплощены лучшие достижения самолетостроения на сегодняшний день.

Часть планера изготовлена из композитных материалов, что позволило МС-21 выйти на один уровень с ведущими производителями авиапродукции – Boeing, Airbus и Bombardier. При этом диаметр фюзеляжа российской машины – самый большой в своем классе, за счет этого удалось сделать широкие кресла, а проход между ними позволяет разойтись двум пассажирам. Кроме этого, у самолета отличные аэродинамические качества. По оценке генерального директора Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского академика РАН Сергея Чернышева отношение подъемной силы к сопротивлению у самолета МС-21 на 7-10% выше, чем у конкурентов. Примерно такое же преимущество и в расходе топлива.

Используемый двигатель ПД-14 – отдельный повод для гордости. Двигатель пятого поколения с низким уровнем шума и выброса CO2 – прямой конкурент западным аналогам. В мире всего четыре страны имеют технологию полного цикла создания современных газотурбинных двигателей: США, Великобритания, Франция и Россия. Этот круг даже более ограничен, чем количество стран, имеющих в своем распоряжении технологию производства ядерного оружия.

Еще на этапе создания МС-21 западные страны пытались остановить его производство. Санкции США привели к прекращению поставок композитных материалов для крыла разрабатываемого самолета МС-21. В итоге сроки производства сдвинулись на год, однако за это время производство необходимых материалов для строительства лайнера было налажено в России.

Уже сейчас подписаны контракты с российскими компаниями на поставку 175 самолетов. В начале этого года на заводе в Иркутске приступили к сборке первого серийного самолета МС-21. А в июле 2021 года на авиакосмическом салоне МАКС-2021 в Жуковском пройдет премьерная демонстрация лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14.

Преимущества как абсолютно инновационного самолета признают даже конкуренты и говорят о его востребованности. Так президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко в интервью телеканалу «Россия-24» сказал: «МС-21 – это последнее подтверждение того, что Россия вернулась в первый ряд партера гражданской авиации».

СУ-57: САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ САМОЛЕТ РОССИИ

В 2010 году впервые поднялся в воздух истребитель пятого поколения Су-57 – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Су-57 обладает высокой маневренностью, новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и малой заметностью (технология «стелс»). Большая часть информации по этому самолету засекречена. Работы над ним должны завершиться в 2022 году.

Ранее несколько истребителей Су-57 были испытаны в Сирии. За десять вылетов пилоты выполнили программу испытаний, в том числе боевых. Вместе с Су-57 в Сирии в воздух поднимались самолеты-лаборатории, которые отслеживали параметры работы нового самолета и оружия. Сейчас в российские Воздушно-космические силы начали поставлять серийные истребители этого типа. Российское военное ведомство заказало 76 единиц.

С-70 «ОХОТНИК»: БЕСПИЛОТНИКИ – НОВЫЙ ТРЕНД В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

Российский тяжелый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Охотник» совершил первый испытательный полет в 2019 году. В одном ряду с самолетами он не случайно, так как не уступает им по тактико-техническим характеристикам, а в чем-то и превосходит. Пока о новинке известно немного.

Аппарат выполнен по типу «летающего крыла» с применением «стелс»-технологий. Размах крыльев – 19 метров, в длину беспилотник достигает 14 метров, а вес машины составляет 25 тонн, как у полноценного истребителя. Он может взять с собой до 3 тонн ракет и бомб. Заявленная дальность полета – 5000 км, а скорость – не менее 1000 км/ч.

При этом надо понимать, что БПЛА не заменит самолет в полной мере. Главная уязвимость любых таких аппаратов состоит в возможности перехвата управления и посадка на вражеской территории. Ее наглядно продемонстрировали иранцы, когда несколько лет назад заставили сесть на своей территории американский тяжелый дрон RQ-170 Sentinel.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Власть
26 апреля Александр Соклаков: «Горжусь земляками»
Власть
26 апреля Елена Иваева: «Проблемную дорогу в поселке Мыза-Ивановка отремонтируем этим летом»
Власть
26 апреля Вера Пыжова: «Посажу дерево в честь своего дедушки»
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленобласть открывает навигацию
Криминальные вести
26 апреля Избил таксиста и порезал шины
Криминальные вести
26 апреля Житель Карелии разбился в ДТП на «Коле»
Криминальные вести
26 апреля В Ленобласти житель садоводства сдал полиции полкило пороха
Криминальные вести
26 апреля Похищенные в магазинах сигареты воры сбывали на оптовом рынке
Криминальные вести
26 апреля В деревне Вистино арестованы трое вахтовиков по подозрению в убийстве земляка
25 апреля Петербуржцам показали, как высокоскоростные поезда будут отправляться с Лиговского проспекта
Новости Ленинградской области
25 апреля Программа долгосрочных сбережений
Новости Ленинградской области
25 апреля Субботник на карте, наяву и в «цифре»
Новости Ленинградской области
25 апреля Ленобласть встречает май спортивно
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
^