Фото Анатолия СМИРНОВА
Тему подняли в посте от 10 июня в официальной группе Нижне-Свирского государственного заповедника в «ВКонтакте», где подписчиков стараются не только баловать милыми фотографиями обитателей леса, но и просвещать на самые разные темы, касающиеся флоры и фауны Ленинградской области.
Первый аргумент, опровергающий миф, что ежи могут накалывать на иголки яблоки и грибы, это то, что ежи – преимущественно животноядные. Основу их рациона составляют беспозвоночные и мелкие позвоночные животные. Кроме того, для ежа в принципе нехарактерно запасать пищу: улиток и червей в лесу хватает, а в зимнее время ежи впадают в спячку. Так что перетаскивать пищу на расстояние у них обычно нет необходимости.
Второй аргумент говорит о том, что, несмотря на иглы веретеновидной формы с сужением на концах (всего 5-7 тысяч иголок на одного ежика), еж наколоть что-то на них никак не может из-за устройства лапок. Они короткие и предназначены для хождения и бега, но никак не для сложных манипуляций с предметами. Таким образом, иглы ежа служат исключительно для защиты от нападения хищников.
Откуда же взялся этот миф? Сотрудники заповедника предположили, что во всем виноват древнеримский писатель Плиний Старший, написавший в своей «Естественной истории», что, «накатавшись на упавших яблоках, ежи таким образом закрепляют их на спине и, держа еще одно яблоко во рту, переносят в дупла деревьев». В его трактовке ежи не только переносили пищу на иголках, но и могли лазить по деревьям.
Подписчики в комментариях к посту также предположили, что легенда возникла из-за того, что ежи ищут в грибах и яблоках насекомых, а также не прочь закусить забродившим яблоком, сок в которых превратился в сидр, от чего «сильно пьянеют, буянят, а потом мучаются с похмелья». А еще, что ежи катаются по сгнившим и забродившим плодам яблонь для того, чтобы пропитать иголки яблочной кислотой и таким образом «защитить» кожный покров от укусов насекомых, например клещей.
Правда это или нет – утверждать не будем, однако пьяного ежика встречать пока не приходилось.