Главная Истории любви «Дорогой ангел, бесценное обожание…»

«Дорогой ангел, бесценное обожание…»

ОХОТА, ОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕРРОРИСТАМИ НА ПРЕМЬЕРА, ОБОРВАЛА ЕГО СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Прошение, адресованное ректору Санкт-Петербургского университета, гласит: «Честь имею ходатайствовать перед вашим превосходительством о разрешении мне вступить в брак с дочерью почетного опекуна гофмейстера Двора Его Императорского Величества, фрейлиною Двора Ее Императорского Величества девицею Ольгой Борисовной Нейдгардт». На документе значится резолюция: «Отказать». Карандашом дописано: «Обратитесь к г. Министру».

ДУЭЛЬ ПОД ПЕТЕРБУРГОМ

Прошение, датированное 23 июня 1884 года, подал не кто-либо иной, а будущий премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. В ту пору – студент четвертого курса физико-математического факультета естественного отделения столичного Императорского университета. В наложенной запретительной резолюции не было ничего удивительного: студентам тогда вступать в брак не разрешалось. Исключения были возможны, но только по решению министра народного просвещения, к которому и следовало обратиться…

Молодые люди были, действительно, весьма необычной парой для того времени. Мало того, что Столыпин был еще студентом, так он был младше своей невесты на целых три года. Супружеский союз, когда жена была старше супруга, в ту пору считался нонсенсом. По крайней мере, в дворянской среде, к которой принадлежали Столыпин и Нейдгардт.

Женитьбе предшествовала весьма трагическая история. В сентябре 1882 года старший брат будущего премьера, Михаил Аркадьевич, прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка, погиб на дуэли. Она состоялась в окрестностях Петербурга, близ Выборгского шоссе, между станциями Парголово и Левашово. Его соперник «состоявший по гвардейской пехоте» поручик князь Шаховской был ранен.

Михаилу Столыпину было всего двадцать два года, а за его плечами уже было участие в войне за освобождение славян. Он отправился туда добровольцем в 1877 году, вскоре после того, как начались боевые действия, отличился в боях, дослужился до унтер-офицерского чина, был награжден Георгиевском крестом и серебряной медалью. После окончания той войны сдал экзамены за курс военного училища и был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк.

Роковым событием стала ссора между ним и князем Иваном Шаховским, случившаяся в известном в ту пору столичном ресторане «A la Cascad». По одной из версий, Столыпин вступился за честь своей невесты – Ольги Борисовны Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера двора Бориса Александровича Нейдгардта. По другой версии, Михаил Аркадьевич заступился за молодого офицера, над которым насмехался князь Шаховской.

После случившегося собрание офицеров Преображенского полка потребовало от поручика Шаховского покинуть полк. Михаила Столыпина отправили в отпуск, который он провел на водах в Карлсбаде (ныне Карловы Вары в Чехии). А затем случилась дуэль. Шаховской целил в сердце своего противника, и практически не промахнулся. Перед поединком Столыпин снял сюртук и подал его своему секунданту: «Если я буду убит, часы мои отдайте брату Петру».

Михаила Столыпина похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На черном граните была высечена евангельская надпись: «Больше сея любве никто же иметь, да кто душу свою положит за други своя».

После дуэли Михаил Столыпин прожил несколько дней. Именно тогда он благословил младшего брата на заботу о своей невесте Ольге. Забота переросла в серьезные чувства. Согласно нормам и правилам высшего света, был выдержан «испытательный срок» для невесты, потерявшей нареченного жениха.

Прося руки своей невесты, Петр Столыпин сказал ее отцу: да, я молод. 65-летний Борис Александрович Нейдгардт, улыбаясь, ответил по-французски: «Этот недостаток исправляется каждый день».

«ОБОЖАЮ, ЦЕЛУЮ, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, СОКРОВИЩЕ…»

Женитьба случилась 23 ноября 1884 года (по старому стилю – 11 ноября) в церкви Николая Чудотворца в Плотниках в Москве. Не так давно эту дату в метрической книге нашел студент Института Истории СПбГУ Руслан Мазаев.

Спустя чуть меньше года, 7 октября 1885 года, Петр Столыпин был утвержден Советом Санкт-Петербургского университета кандидатом физико-математического факультета. И именно в этот день в семье молодоженов Столыпиных родился первенец – дочь Мария.

«Он женился, будучи очень молод, несколько романтичным способом на невесте своего старшего брата, погибшего на дуэли, который на своем смертном одре вложил руку своего брата в руку молодой девушки, которую он нежно любил», – писал про Петра Столыпина в своих мемуарах известный российский дипломат того времени Александр Извольский.

Брак Столыпиных оказался счастливым и многодетным. В 1903 году после пяти дочерей родился долгожданный сын. Эта заветная мечта осуществилась лишь на двадцатый год семейной жизни… Сына назвали Аркадием в честь деда.

Столыпин был замечательным семьянином, о чем свидетельствует его письма к жене. Сохранилась целая серия писем Столыпина 1899 года, обращенных к супруге. Казалось бы, они были женаты уже пятнадцать лет, чувства должны были успокоиться, однако послания Петра Аркадьевича выглядят таким образом, как будто он все еще влюбленный мальчишка.

Каждые два-три дня он посылал даме своего сердца письма, начиная их такими словами: «Милая, ненаглядная, любимая, драгоценная и единственная… Дорогая зазнобушка моя… Моя прелесть… Дорогой ангел, бесценное обожание… Родная голубка…»

11 августа 1899 года Петр Аркадьевич писал жене: «Ненаглядное мое сокровище, вот я и в Москве, куда благополучно прибыл с опозданием на 2 часа. Это мое третье письмо, – получила ли Ты письмо из Минска? В вагоне все думал о Тебе и о моей глубокой привязанности и обожании к Тебе. Редко, я думаю, после 15 лет супружества так пылко и прочно любят друг друга, как мы с Тобою. Для меня Ты и дети все и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами. Грустно быть оторванным от Вас… Долго про Тебя ничего не узнаю, радость моя. Завтра между покупками и поездом надеюсь написать Тебе открыток. Обожаю, целую, люблю Тебя, сокровище, обожание мое. Деток благословляю, целую».

Спустя несколько дней, 17 августа, в его послании жене были такие строчки: «Вот, дорогой ангел Оличка, первая почта из Чулпановки и я сажусь Тебе писать, чтобы покрыть Тебя поцелуями и сказать, что я люблю свою девочку нежную и что мне тяжело и тоскливо жить без нее. Особенно мне грустно совсем быть без известий из дому. Ведь сегодня ровно неделя, что я уехал, и не знаю даже, здоровы ли Вы?.. Что делают мои девочки? Забыла меня моя Аринька? Когда я услышу опять «Папа, иди нам»? Всех их крепко, нежно обнимаю, а Тебя, сокровище мое драгоценное, долго крепко целую, ласкаю, люблю, обожаю. Твой Петя». (Рукописи писем хранятся в Российском государственном историческом архиве).

В течение сорока лет жизнь Петра Столыпина была связана с Ковенской губернией Российской империи. Здесь он обосновался с семилетнего возраста, когда его родители поселились в Вильне. Позже Столыпин служил ковенским уездным, а затем губернским предводителем дворянства. И когда стал гродненским, саратовским губернатором и, наконец, премьер-министром России, бывал в Литве, постоянно наезжал в свое имение Калнабярже (тогда говорили – Колноберже) под Кедайняй, где его семья обычно проводила летнее время.

Дочь Петра Аркадьевича Мария Столыпина (по мужу – фон Бок) в книге «Воспоминания о моем отце» описывала семейную обстановку в отчем доме. Отмечала, что семья Столыпиных была единым дружным организмом, была крепкой, глубоко верующей, истинно дворянской. Как-то Петр Аркадьевич шутливо заметил: «У нас староверческий дом – ни карт, ни вина, ни табака…»

ПЛЕННИКИ ЕЛАГИНА ДВОРЦА

В бытность Столыпина саратовским губернатором его жена Ольга Борисовна участвовала в деятельности местного управления Российского общества Красного Креста, была попечительницей губернских детских приютов, а также саратовской Андреевской общины сестер милосердия, председательницей комитета саратовского Дамского попечительства о бедных под покровительством императрицы Марии Федоровны.

28 мая 1904 года Столыпин писал жене: «Сегодня, пока еще не кончился длиннейший прием, я радостно увидел принесенный мне конверт с почерком моей милой и взял письмо с собою в карету, едучи открывать земское собрание. Но вместо радости, письмо сильно меня огорчило – если бы Ты знала, как горько в одиночестве и вдали получать такие письма, Ты бы его не посылала… Вчера был в новом театре… Пели «Пиковую даму», труппа лучше зимней, все почти артисты Имп[ераторских] театров, но грустно было слушать без Тебя эти мотивы, которые Ты так любишь. Ложа наша напоминает гродненскую, но лучше. Прощай, Оля моя, когда-то увижу Тебя? Любишь ли?»

Карьера Столыпина пошла резко вверх во время Первой русской революции. Весной 1906 года Петр Аркадьевич сменил пост саратовского губернатора на должность министра внутренних дел. Николай II был доволен тем, как Столыпин, будучи губернатором, усмирял революционные беспорядки на вверенной ему территории. В июле того же года он был назначен премьер-министром.

Однако едва ли семья была рада этого карьерному взлету: Петр Столыпин стал мишенью для революционеров-террористов. В июле 1906 года он сам и его родные едва не погибли при взрыве террористами дачи Столыпина на Аптекарском острове.

У маленького сына Аркадия были раны на голове и перелом ноги, у дочери Наташи – раздроблены ноги… Несколько лет Столыпин с семьей, опасаясь покушений революционеров (и эта угроза, действительно, была очень серьезной) жили практически на положении высокопоставленных пленников – в Елагином дворце, под неусыпной охраной…

ДВАЖДЫ ПРОСИЛ ОБ ОТСТАВКЕ

Со временем Николай II постепенно стал охладевать к Столыпину, несмотря на то, что во многом именно ему был обязан сохранением монархии в России и относительным успокоением страны. Левые и либеральные круги откровенно ненавидели Столыпина, считали его едва ли не палачом: чего стоит один только термин «столыпинский галстук», брошенный кадетом Федором Родичевым с трибуны Государственной думы и ставший известным всей стране!

Отношения с представителями правых партий также складывались у Столыпина также непросто: они резко отрицательно оценили правительственный законопроект о земстве в западных губерниях, который серьезно уменьшал влияние крупных землевладельцев, представленных в основном поляками, и увеличивал права мелких землевладельцев из числа русских, украинских и белорусских. В результате документ был отклонен в марте 1911 года большинством голосов в Госдуме.

Не нашел одобрения ни у парламента, ни у императора правительственный законопроект об отмене черты оседлости для евреев, который преследовал цель уменьшить приток ущемленных в своих правах молодых людей иудейского вероисповедания в революционные партии.

В 1909 и 1911 годах Столыпин подавал прошения об отставке, однако оба раза они были отклонены монархом – у императора Николая II не было более деятельного главы правительства. Однако царь все больше отдалялся от премьера, которым еще недавно столь дорожил…

Между тем террористы продолжали «охоту» на Столыпина. Она закончилась покушением на него 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре. Спустя несколько дней он скончался. После гибели мужа Ольга Борисовна занималась «устройством» старших дочерей, ездила за границу с младшими, поддерживала Колноберже и другие усадьбы, занималась увековечиванием памяти Петра Аркадьевича…

Когда началась Первая мировая война, Ольга Столыпина с дочерьми и сыном уехали в Немиров, где свекровь ее дочери Елены, княгиня Щербатова, организовала лазарет и работала сестрой милосердия. Потом случились революция и Гражданская война… Брат Ольги Борисовны, гвардейский офицер Алексей Борисович Нейгардт, который одно время был нижегородским губернским предводителем дворянства, членом Государственного совета, екатеринославским губернатором, в ноябре 1918 года был расстрелян большевиками.

Что же касается семейства Ольги Борисовны, то оно в 1920 году спешно покинуло Немиров, спасая свою жизнь. Вместе с последним поездом Красного Креста Ольга Борисовна с детьми выехала в Варшаву. Затем были Германия, Италия, Литва, Франция… Ольга Борисовна Столыпина пережила своего горячо любимого мужа на тридцать три года и скончалась в эмиграции в октябре 1944 года на 85-м году жизни. Последние годы она провела в Русском доме в Сен-Женевьев-де Буа.

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Волосовский район: два дня Е2 на Е4
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Всеволожский район: спорт на льду
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Кингисеппский район: вода, лед и конные прогулки
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Выборгский район: день прыгунов и силачей
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Киришский район: коньки – наше все
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Кировский район: спорт на невских берегах
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Лодейнопольский район: спорт за столом
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Ломоносовский район: шах и мат
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Лужский район: ракетка над столом
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Подпорожский район: веселые старты
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Приозерский район: бассейн и футбол на снегу
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Сланцевский район: в ожидании праздника
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Сосновоборский городской округ: спорт вместе с семьей
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Тихвинский район: гонки на лыжах
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Тосненский район: новогодние старты
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти: скоро-скоро Новый год!
20 декабря 20 декабря – День работника органов государственной безопасности Российской Федерации
Новости Ленинградской области
20 декабря Александр Дрозденко: достижения регионов в реализации нацпроектов должны масштабироваться
^