Главная Истории любви Без оклада и пайка

Без оклада и пайка

МУЗОЙ «ЖЕЛЕЗНОГО ГЕНРИХА» БЫЛА ЕГО ВЕРНАЯ И ПРЕДАННАЯ ЖЕНА АНТОНИНА АДАМОВНА

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

На первом этаже дома инженера Генриха Осиповича Графтио, построенного напротив стройки Волховского ГЭС, находилась секретарская комната его жены Антонины Адамовны. Она была и другом, и соратником. На Волховстрое она, владевшая пятью языками, выполняла обязанности секретаря Генриха Графтио. Сопровождала мужа в заграничные командировки, где закупалось оборудование для Волховской ГЭС, составляла отчеты…

НОВАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Свой первый проект гидроэнергетического использования реки Волхов Генрих Графтио подготовил еще в 1902 году. Подробный проект Волховской ГЭС был сделан им в 1910-1911 годах. Фактически же строительство гидроэлектростанции началось уже при новой власти, в 1921 году. Оно было включено в План электрификации РСФСР, созданный Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО). План был представлен в декабре 1920 года VIII Всероссийскому съезду Советов.

«Волховская ГЭС, которую Генрих Графтио задумал еще до революции, была мечтой всей его жизни. Жена Генриха Осиповича, Антонина Адамовна, всегда верила в него, поддерживала», - говорит Ольга Николаева, директор Музея истории города Волхова, который ныне расположен в доме Графтио.

Антонина Малечинская родилась в Петербурге в 1872 году, принадлежала к римско-католическому вероисповеданию. Окончила в 1889 году частную женскую гимназию княгини А.А.Оболенской, в том же году сдала экзамены при Петербургском учебном округе на звание учительницы математики. В 1896 году окончила бухгалтерские курсы.

Кстати, как отмечает исследователь Николай Карелин, весьма примечательный факт: среди однокашниц Антонины Малечинской по гимназии Оболенской была Надежда Крупская, дочь коллежского асессора Константина Игнатьевича Крупского, поступившая в третий класс гимназии в 1881 году. Забегая вперед, в дальнейшем знакомство с Крупской сыграло свою роль в судьбе Генриха Графтио.

В марте 1921 года, когда Генрих Графтио, в ту пору уже главный инженер Волховстроя, был арестован Петроградской Губернской ЧК, Антонина Адамовна, по всей видимости, воспользовалась знакомством, чтобы добиться освобождения мужа. Но это все было потом. А пока же Крупская, окончив гимназию Оболенской, получила удостоверение «домашней наставницы». Спустя много лет она отмечала: «Я до сих пор вспоминаю эту гимназию с добрым чувством. Она дала мне много знаний, умение работать, сделала общественным человеком»…

Генрих Графтио был старше Антонины на три года: он родился 26 декабря 1869 года в городе Динабурге (ныне Даугавпилс в Латвии) в семье потомственного инженера-путейца. Он происходил из дворянского рода, корнями уходящего в Нидерланды: его дед, оказавшись в конце XVIII века в Петербурге, принял российское подданство.

Окончив гимназию в Симферополе, Генрих Графтио получил затем два высших технических образования: в 1892 году на физико-математическом факультете в Новороссийском университете, а спустя четыре года — в петербургском Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Затем он на пять лет покинул Россию для получения практического опыта в Европе и США, чтобы потом применить его в своей стране.

Вернувшись на родину, Графтио разрабатывал многочисленные новаторские инженерные проекты. Практически все они получали одобрение, но из-за неподходящей финансовой или политической ситуации большинство из них откладывались до лучших времен. Так, в 1917 году он составил проект наземного «железнодорожного метрополитена» для Петрограда.

ЖЕНЕ НА ГОДОВЩИНУ СВАДЬБЫ

Что же касается истории знакомства Генриха Графтило и Антонины Малечинской… Это произошло в Институте путей сообщения на студенческом празднике в Татьянин день. Как писал поэт, публицист и журналист Захар Дичаров, лично знавший Генриха Графтио, молодые люди веселились, танцевали, затем, ближе к полуночи, вместе с друзьями на тройках помчались на острова…

Правда, Антонина Малечинская, когда познакомилась с Графтио, была замужем -за офицером. Роман как раз пришелся на то время, когда Графтио занимался запуском трамвайного движения в Петербурге. Первый трамвай пошел в 1907 году. Генрих Осипович хотел поразить Антонину и сказал ей: мол, ты увидишь, как я с шиком пролечу по Большому проспекту Васильевского острова. И он это исполнил: он, действительно, был вагоновожатым первого трамвая.

К тому времени Антонина Адамовна была уже свободна от брачных уз, и 19 декабря 1910 года, на зимнего Николу, она венчалась с Генрихом Графтио. Потом он все свои электростанции запускал именно 19 декабря – и Волховскую ГЭС, и Нижне-Свирскую ГЭС… Как подарок жене на годовщину свадьбы.

«…Потому что Генрих Осипович Графтио, основоположник российской энергетики и один из авторов Плана ГОЭЛРО, очень любил свою жену, - отмечал писатель Даниил Александрович Гранин в своей книге «Причуды моей памяти». - Какой еще подарок ко дню рождения может сделать любящий муж, если за много лет супружества успел поочередно вручить все, что принято дарить женщинам? Только посвятить ее имени дело всей своей жизни! Инженер Графтио, строивший первые электростанции в России еще до революции, имел привычку помимо колечка с бриллиантом презентовать супруге энергообъект, возведенный под его руководством».

Правда, Даниил Александрович чуть-чуть напутал: Антонина Графтио, которую инженер неизменно называл Тоней, родилась 1 октября (по старому стилю 19 сентября), а день открытия ГЭС был приурочен к годовщинам свадьбы, но суть особенных отношений между Генрихом Осиповичем и Антониной Адамовной классик отечественной литературы передал очень точно…

Как бы то ни было, но идеи Генриха Графтио оказались необычайно востребованы новой властью. В декабре 1917 года, практически сразу после Октябрьской революции, Ленин поднял вопрос о необходимости строительства Волховской ГЭС, и уже в марте 1918 года по его прямому поручению Генрих Графтио составил смету Волховстроя. Он стал одним из членов Центрального электротехнического совета, активно работал в составе комиссии по разработке государственного плана электрификации России, который именно по его предложению и получил аббревиатуру ГОЭЛРО. А затем закипело строительство, размахом которого гордилась вся страна…

Строительство Волховской ГЭС было очень тяжелым, много было ручной работы. Графтио, которого иногда называли «Железным Генрихом», практически постоянно находился на стройке. Есть известная легенда: будто бы на стройке Волховской ГЭС у Генриха Осиповича слетело обручальное кольцо и упало в раствор бетона. Графтио пообещал большое денежное вознаграждение тому, кто достанет кольцо. Оно было найдено и возвращено владельцу.

По словам директора Музея истории города Волхова, когда сотрудники спрашивают посетителей, что им запомнилось больше всего, они отвечают: автомобиль Графтио (машина марки «М-11-73» была подарена Генриху Осиповичу правительством в 1946 году) и его ботинки. В свое время их передала их в дар музею Антонина Адамовна. Ботинки кожаные, стоптанные, подошвы изношенные, аккуратно подбиты гвоздиками… В экспозиции есть фотографии, на которых Графтио запечатлен на строительстве Волховской ГЭС в очень похожей обуви…

Торжественное открытие Волховской ГЭС при участии членов правительства состоялось 19 декабря 1926 года. Первая турбина Нижне-Свирской ГЭС была запущена 19 декабря 1933 года. 15 сентября 1936 года Нижнесвирская ГЭС принята в промышленную эксплуатацию.

БИТВА С ТАБАКОМ

«Прожили супруги Графтио долго и счастливо, правда, у них не было детей. Есть сведения, что у Антонины Адамовны был сын от первого брака, он участвовал в Гражданской войне на стороне белых. Но об этом практически ничего не известно, никаких следов нам пока найти не удалось», - говорит директор Музея истории города Волхова Ольга Николаева.

Антонина Адамовна все время была рядом с супругом. Была его секретарем, но работала без содержания – как тогда говорили, «без оклада и пайка». И, кстати, очень боролась с его пристрастием к табаку, даже развешивала по всему дому плакаты о вреде курения, но все это было бесполезно. В кабинете мужа она повесила призыв: «Уважаемые коллеги, я вас очень прошу не курить в присутствии Генриха Осиповича и не предлагать ему. Иначе вы будете иметь дело со мной».

Тем не менее, современники вспоминали, что попадая в этот дом, он был буквально пропитан ароматом шведского табака. А на столе лежали кучки табака, приготовленные для того, чтобы набивать их в трубку.

Антонина Адамовна сопровождала мужа в заграничные командировки, где закупалось оборудование для Волховской ГЭС, потом составляла отчеты. После его смерти она проделала очень большую работу, передав большую часть архива Генриха Осиповича в различные музеи Ленинграда. Больше всего материалов оказалось в Музее истории города. И когда в 1969 году открылся музей в городе Волхове, то ленинградские музеи любезно поделились с ним подлинными мемориальными предметами.

Одно из последних поступлений – библиотека Графтио, она поступила сюда в конце 1990-х годов из Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В основном, техническая литература, есть немало книг на английском, немецком, шведском, французском языкам, которыми Графтио прекрасно владел…

Война застала Генриха Графтио с женой в Ташкенте, куда он выезжал инспектировать вновь введенные в строй гидроэлектростанции. Уже в ходе Великой Отечественной войны и после нее он напряженно работал по восстановлению разрушенных ГЭС. Неутомимый Генрих Осипович Графтио трудился до последних дней своей жизни. И везде рядом с ним была любящая и заботливая Антонина Адамовна. Особенно незаменима она была, когда у мужа стало серьезно ухудшаться зрение. А хотелось ему сделать еще очень многое.

Она пережила супруга, ушедшего из жизни 30 апреля 1949 года, на восемь лет. По ее просьбе была похоронена на Большеохтинском кладбище в Ленинграде, рядом с единственным и на всю жизнь любимым человеком. На надгробии Генриха Графтио высечены слова: «Моему незабвенному мужу, другу и наставнику…». Рядом, на могильной плите Антонины Адамовны, - надпись-завещание, продуманная еще при жизни: «Наконец-то мы рядом…»

Комментарии
0
Рекомендуем:
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Волосовский район: два дня Е2 на Е4
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Всеволожский район: спорт на льду
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Кингисеппский район: вода, лед и конные прогулки
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Выборгский район: день прыгунов и силачей
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Киришский район: коньки – наше все
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Кировский район: спорт на невских берегах
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Лодейнопольский район: спорт за столом
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Ломоносовский район: шах и мат
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Лужский район: ракетка над столом
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Подпорожский район: веселые старты
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Приозерский район: бассейн и футбол на снегу
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Сланцевский район: в ожидании праздника
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Сосновоборский городской округ: спорт вместе с семьей
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Тихвинский район: гонки на лыжах
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Тосненский район: новогодние старты
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти: скоро-скоро Новый год!
20 декабря 20 декабря – День работника органов государственной безопасности Российской Федерации
Новости Ленинградской области
20 декабря Александр Дрозденко: достижения регионов в реализации нацпроектов должны масштабироваться
^