28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успения начали отмечать еще во времена раннего христианства. Праздник иногда называли Дожинком, поскольку в это время заканчивали жать хлеб. Напоследок крестьянки выходили в поле, обвязывали соломой серпы и катались по земле, прося жниву вернуть силу, затраченную на уборку урожая, а последний сноп наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли в деревню. На Успение в церковь приносили семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. Называли Успение еще и Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.
На 29 августа выпадает Третий Спас — Спас Нерукотворный. В этот день усердно молились, а затем женщины отправляли мужей на поля с хлебом и солью. Про три разных Спаса люди говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». С этого дня обыкновенно начиналась продажа полотна и холстов. Третий Спас называли Ореховым. К этому времени созревали орехи, начинался их сбор. Принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду. Ласточки улетают на юг в три этапа — в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.
На Мирона (30 августа) обыкновенно бывали ветры. Если утром в этот день бывала роса и туман, то можно было ждать хорошей погоды.Праздник имеет еще одно название — Вдовьи помочи. На «помочах» сообща косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для семей, в которых не было мужчин.
На Флора и Лавра (31 августа) не допускалось привлекать лошадей к работе. С самого утра их обхаживали, чистили, мыли, заплетали гривы, а после отводили к обедне и окропляли святой водой. Все это должно было защитить лошадей от болезней. День считался последним для полевых работ, что отмечали праздничным гуляньем.Начинались бабьи засидки: крестьянки собирались у какой-либо вдовы, и проводили вечера с рукоделием и за разговорами.
На Феклу Свекольницу (1 сентября) начинали уборку свеклы. Мало того, что свеклу очень любили готовить и заготавливать, но ей еще приписывали «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толченые листья свеклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли. Из свеклы готовили разнообразные блюда, в первую очередь горячий наваристый борщ и холодную ботвинью. Квашеную свеклу — бураки — подавали зимой к вареной картошке. В этот день смотрели какой дует ветер: если с юга, будет большой урожай овса.
Самойлов день (2 сентября) – своего рода мужской праздник, так как: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Дочери в этот день подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жены накрывали богатый стол, чтобы хозяин добрым да сытым принимался за дела. Появлялись первые зимние опята, и на столе частым блюдом в этот день были жареные грибы с картошкой.
На Фаддея Проповедника (3 сентября) было принято убирать лен. А поскольку в этот день отмечалась еще память мученицы Вассы Алонской, то при работе говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Сжав лен, его раскладывали на лугах — ради «улежания», чтобы из него вышла лишняя влага, а он стал мягким и гибким. Если на Фаддея небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед.