Фото: pxhere.com
С 29 мая (Федор Житник) обычно зацветает рябина, и этот день считается последним днем, подходящим для посева яровых: «У Житника забота – ячменное поле заборонить».
30 мая – Евдокия Свистунья. Какова Евдокия – таково и лето. Народившаяся в дождливую Евдокию луна – к мокрому лету, а если дует еще и северный ветер – к лету холодному. Также в этот день почитали святого Андроника – или Ондрона. Его просили «отворить небесные ворота, чтобы дожди пролились на зерно, которое в землю легло».
Федота Овсяника (31 мая) считали помощником весны. По дубу судили и о будущем урожае: «Если на дубу макушка с опушкой – будешь мерить овес кадушкой». Это означало, что если к Федоту дуб развернет листья, то урожай яровых будет хорошим. Если же вдруг с дуба начинали опадать зеленые листья – будет голодный год. Под дубом нередко совершали брачные обряды: молодым нужно было взяться за руки и три раза обойти дерево. Такой союз считался скрепленным навеки.
На Ивана Долгого (1 июня) произносили заговоры, которые должны были защитить поля от непогоды, от вредителей, от дурного глаза и так далее. Если вороны садятся клювами в одну сторону, то стоило ждать сильный ветер, который заговаривали: «Ветер, ветрило, из семи братьев старший брат, ты не дуй с гнилого угла, ты не лей дождем с запада, ты подуй-ка теплым теплом, сослужи службу роду нашему, пригони дожди добрые пахарям на радость, а тебе, буйному, на славу!» Каждому ветру давали свое прозвище. Юго-восточный называли обеденником, южный – летним, юго-западный – верховым, северо-западный – глубником, северо-восточный – полунощником. А если на Ивана Долгого идет дождь, то весь месяц будет сухим. Хороший урожай предвещали и обильные росы, а частые туманы, что в лесах будет много грибов.
На Тимофея Грядочника (2 июня) сажали огурцы. «Пришел Тимофей – сей огурцы скорей». Первый выросший огурец позже тоже полагалось как можно быстрее сорвать и закопать в потаенном месте, чтобы не пожухли все плети.
3 июня, в Олёнин день, начинали сеять лен: «Сеют лен у семи Олён». Старушки собирали с каждой бабы в деревне по паре печеных куриных яиц и клали их в мешок с семенами. Сеяльщик должен был печеные яйца подкинуть как можно выше – на высокий рост льна. И об огурцах не забывали: «Олёне (Елене) – льны, Константину – огурцы». Хозяйка, взяв старый лапоть, волокла его на огород, там бросала на грядку и произносила: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы густо огурцы мои заплелись». А вот чего плести не следовало на Олёну – это кос, чтобы волосы были красивыми и длинными. Если день на Олёну бывал дождливым, то и осень ждали ненастную.
4 июня – Василиск, мифическое существо с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи, иногда его изображали и в виде дракона. Обладают ядовитыми клыками и когтями и способны убивать одним взглядом. В этот день Василиск вылупляется из яйца, которое 15 января снес семилетний петух. Узнать такое яйцо легко: оно круглое и покрыто не скорлупой, а чешуйчатой кожей. На всякий случай, все найденные в этот день и накануне яйца варили вкрутую. Старались не заниматься делами ни в поле, ни в огороде, так как из всего посаженного в этот день уродятся лишь полынь да васильки. Если в этот день (и на следующий) появлялось большое количество оводов, значит будет хороший урожай огурцов. Плодородный год обещали и обильные росы.