Главная Калейдоскоп От снежинки и зайчика до Женщины-Кошки и Человека-Паука История новогоднего костюма

От снежинки и зайчика до Женщины-Кошки и Человека-Паука История новогоднего костюма

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

До Нового года осталось несколько дней. В детских садах и школах уже вовсю водят пестрые хороводы мальчики и девочки в костюмах принцесс и рыцарей, супергероев и пиратов, милых лесных зверушек и самых разных волшебных существ. Взрослые смотрят, умиляются и вспоминают себя в детстве, на коленях у советского Деда Мороза. Все девочки – снежинки, а мальчики – зайчики. «Вести» рассказывают, откуда появилась традиция переодеваться в маскарадные костюмы на праздники, и как она менялась со временем.

Предыстория

Первые переодевания в других людей, животных или выдуманных существ историки зафиксировали еще в древние времена, когда человечество поклонялось языческим богам. У древних римлян маскарад был элементом праздника в честь бога Сатурна. Он проводился ежегодно в декабре, когда подходили к концу земледельческие работы, заканчивалась жатва, и начинались отдых и веселье.

Историки говорят, что в этот день наравне веселились и хозяева, и рабы, чему способствовали маски, скрывающие лица празднующих. В средневековой Европе, во время маскарадов соблюдался тот же принцип: костюмы и маски были призваны скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Король переодевался в нищего, сапожник изображал придворного вельможу, белошвейка на ночь становилась принцессой, а благовоспитанная аристократка изображала восточную танцовщицу.

У славян было принято рядится на Коляду – это древний языческий праздник, отмечающий рождение нового Солнца. В этот день было принято перевоплощаться (рядиться) в гостей из иного мира и животных, воплощающих их на земле. Например, в медведя, который являлся символом и звериным воплощением мудрого бога Велеса. Люди надевали на себя шкуры, рога, уши и хвосты, а также мастерили маски. А еще обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу. Например, дети изображали стариков. С принятием христианства языческие обряды были заменены христианскими, но многие обычаи и элементы старых праздников остались. Например, традиция наряжаться в костюмы животных при колядовании на Святки, в первые три дня Рождества.

Первые маскарады в России

На Руси официальные костюмированные праздники вместе со многими другими европейскими традициями появились при Петре I. Первый уличный маскарад прошел в Петербурге в 1721 году в честь завершения Северной войны. Причем правила его проведения и даже сценарий император составил лично. Участвовать в придворном маскараде могли только приближенные к Петру, остальные допускались на праздник только в качестве зрителей.

Все участники распределялись по группам, в каждой из которых была своя центральная фигура – например, древние божества Нептун, Дионис или Фавн. Праздник мог затянуться и на неделю, пока императору не надоест, и все это время снимать костюмы и выходить из образов было запрещено. Пример одного из петровских маскарадов, устроенных зимой 1722 года по случаю заключения Ништадского мира, отобразил художник Василий Суриков на картине «Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского».

С течением времени маскарады стали одним из любимых развлечений императорской семьи, при этом они не были напрямую связаны с Новым годом. На костюмированных балах во время правления Анны Иоанновны особой популярностью пользовались маски. При Елизавете Петровне маскарады называли метаморфозами (превращениями): на них женщины являлись в мужских костюмах – камзолах и панталонах, а мужчины наряжались в платья с корсетами.

При Екатерине II стали популярны костюмы героев комедии масок – Арлекина, Пьеро и Коломбины. При императоре Александре III стали особым шиком исторические балы в русском стиле допетровской эпохи. Гости наряжались боярами, казаками, воеводами: надевали русские рубахи, кафтаны, безрукавки и шапки, отороченные мехом, юбки с вышитыми передниками и красные сафьяновые сапоги. На рубеже XIX и XX веков благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги маскарадная мода развернулась к восточным мотивам: шелковые кимоно, веера, китайские иероглифы и орнаменты, причудливые украшения в волосах.

XX век

В начале XX века на маскарадный костюм значительно повлияла первая мировая война. Частые образы на карнавалах – военные и медсестры. С 1930 годов на новогоднюю карнавальную моду начинает влиять телевидение, анимационные и киноперсонажи. Когда появились первые мультфильмы о Микки Маусе, становится популярным костюм мышонка. В 1960-е годы, после полета в космос Юрия Гагарина, мальчишки начали выбирать костюм космонавта, а в 1970-е с появлением вестернов на первое место выходят костюмы индейцев и ковбоев. В 1975 году после выхода фильма «Приключения Буратино» на утренники стали появляться многочисленные Буратино, Мальвины, Пьеро, Артемоны, а также лисы Алисы и коты Базилио. А в 1978 году, после выхода «Д`Артаньяна и трех мушкетеров», мальчишки надели широкополые шляпы и плащи со шпагами.

В тяжелые 90-е девочки наряжаются в снежинок, снегурочек и Красных шапочек, а мальчики – в белых ушастых зайчиков. Костюмы родители по-прежнему преимущественно шьют сами, самое распространенное украшение – дождик из фольги, пришитый к одежде.

XXI век

С началом нового тысячелетия ряды снежинок и животных начинают разбавлять персонажи Голливуда – Человек-Паук, Бэтмен, пират Джек-Воробей, Шрек, Женщина-Кошка и прочие персонажи из блокбастеров. Где-то родители все еще шьют сами, где-то костюмы уже появляются на прилавках, правда, не самого лучшего качества.

Сейчас найти симпатичный костюм практически любого известного персонажа не составляет труда. От зайчиков и кенгуру до супергероев и японских волшебных существ. Поэтому в детсадах предпочитают задавать тему для новогодней «вечеринки»: в этом году мальчики – гномики, девочки – феи, в следующем – все должны быть животными или птичками, а еще через год – русскими богатырями и красавицами. В школах и на взрослых праздниках полет фантазии практически не ограничен, главное, чтобы не выходил за рамки приличия.

Дед Мороз и Снегурочка

Прообразом Деда Мороза в фольклоре древних славян был некий злобный дух зимней стужи и метелей, которого называли Морозом, Студенцом и Трескуном. Считалось, что Мороза нужно задабривать вкусной едой, чтобы он жалел путников в зимний день, укрывал снегом и не губил сильным морозом будущие урожаи.

В собрании сказок, записанных А. Н. Афанасьевым (1856), Морозко, олицетворяющий зиму, описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает», усиливая зимнюю стужу. Он же одаривает дарами добрую трудолюбивую падчерицу, а злобных, ленивых дочерей мачехи губит на морозе.

В русской народной сказке «Мужик и Мороз» Мороз живет в ледяной избушке в лесу и вознаграждает крестьянина за погубленный стужей урожай скатертью-самобранкой. В сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840) есть сказка «Мороз Иванович». Там Мороз живет в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. С волос у него «иней сыпется» и спит он на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает серебром, а ленивеце достается сосулька. Такой вот суровый, но справедливый волшебник.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Советское государство пыталось искоренить празднование Нового года и Рождества, а заодно и Деда Мороза, сочтя их проявлением антинаучной религиозности. Но в декабре 1935 года эту народную традицию вернули, после публикации в газете «Правда» статьи с предложением организовать для детей празднование Нового Года с «использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики». С тех пор Дед Мороз приходил к детям каждый Новый год. Его сопровождали помощники – звери лесные, и Снегурочка – девочка, вылепленная из снега.

Примечательно, что изначально Дед Мороз облачался в шубу синего холодного цвета, но под влиянием западного собрата Санта-Клауса постепенно переоделся в красный. Впрочем, у Санты костюм тоже стал красным неспроста, а благодаря рекламной компании Coca-Cola. До 1930-х годов он носил костюмы разных цветов – и голубые, и зеленые, и даже черные. Снегурочка с течением времени тоже изменилась – повзрослела и из ребенка превратилась в молодую девушку.

 

 
Комментарии
0
Рекомендуем:
03 мая 5 мая — Пасха – Светлое Христово Воскресение
В муниципалитетах
03 мая Пришел Первомай – ворота открывай!
Новости Ленинградской области
03 мая Быстрым бегом к быстрым шахматам: Ленобласть посвятит выходные спорту
Новости Ленинградской области
03 мая В Ленобласти стартовала акция «Страна героев»
Новости Ленинградской области
03 мая Ленобласть избавляется от долгостроев
Новости Ленинградской области
03 мая Нацпроект помогает бизнесу
Новости Ленинградской области
03 мая Страна людьми славится!
03 мая 5 мая – День городов воинской славы
Власть
03 мая Сергей Тищенков: «Первомайцы показали, что хотят жить в красивом мире»
Власть
03 мая Дмитрий Майоров: «Новодевяткинцы не подвели в грамотности»
Власть
03 мая Татьяна Толстова: «В Ленобласти зарегистрировано более 20 тысяч многодетных семей»
Криминальные вести
03 мая В Новом Девяткино хамоватые подростки подрались с мужчиной
Криминальные вести
03 мая Автобус с 50 рабочими вылетел в кювет под Кингисеппом
Криминальные вести
03 мая В Аннолово мальчик выстрелил себе в руку
Криминальные вести
03 мая В Заборье пьяный стрелял в бывшую супругу
Криминальные вести
03 мая Неоднократно судимый житель Кингисеппа пойман на грабеже
Криминальные вести
03 мая Вор-рецидивист задержан по подозрению в изнасиловании
Криминальные вести
03 мая 20-летней жительнице поселка Цвелодубово грозит уголовка за кражу
^