СУДЬБА ВЕЧЕВОГО КОЛОКОЛА
У истоков парламентаризма в нашей стране, безусловно, стояло новгородское вече. Письменные источники свидетельствуют, что оно впервые упоминается под 1016 годом, когда его созвал Ярослав Мудрый. А отсчет Новгородской вечевой республики историки обычно ведут от 1136 года, когда новгородцы, призвав к себе на вече псковичей и ладожан (то есть жителей нынешней Старой Ладоги), прогнали из города князя — Всеволода Мстиславича. И призвали нового.
Вече существовало во многих городах Руси, но источников о них мало. После татаро-монгольского нашествия вечевые традиции на Руси пресеклись, а вече осталось только в Новгороде и Пскове, куда монгольское нашествие не дошло.
«Внутренний государственный порядок изменился, — отмечал Николай Карамзин в “Истории государства Российского”. — …Совершилось при моголах легко и тихо, чего не сделал ни Ярослав Великий, ни Андрей Боголюбский: везде, кроме Новгорода и Пскова, умолк вечевой колокол, глас вышнего народного законодательства, столь часто мятежный, но любезный потомству славянороссов».
В Новгороде вече просуществовало до конца XV века, когда Новгородская республика прекратила свое существование и вошла в состав единого московского государства. Вечевой колокол, как его главный символ, в 1478 году был снят. Как значится в летописях, «князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити».
О дальнейшей судьбе новгородского колокола есть несколько версий. Тот же Карамзин писал, что в Москве его установили на колокольне Успенского собора. Исследователи новгородской старины сообщали, что колокол висел в кремле, в настенном шатре справа от Спасских ворот. В 1583 году колокол был перелит и сделан московским набатным или всполошным. А потом он разбился во время пожара 1713 года. И тогда Петр I повелел собрать осколки колокола, отлить его заново по старой форме и хранить в Московской Оружейной палате.
Народные легенды не соглашаются с тем, что вольный колокол увезли в Москву. Они повествуют о том, что будто бы он разбился на валдайских кручах и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая. Еще одно предание говорит, что вечевой колокол был брошен в реку Тверцу, на берегу которой в Млевско-Троицком монастыре была похоронена легендарная защитница вечевого Новгорода Марфа Борецкая…
А в Пскове вечевой колокол сняли 13 января 1510 года – по воле великого князя Московского Василия III. Обвинив псковичей в том, что те чинят препятствия новому государеву наместнику, он повелел: «Снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове…».
«ПОКОНЧИТЬ СО СМУТОЙ И СО СМУТЬЯНАМИ»
Еще одна давняя русская выборная традиция – Земские соборы. Чем-то они напоминали съезды народных депутатов, которые проходили в нашей стране во время перестройки. Со всеми их плюсами и минусами…
Больше всего известен тот Земский собор, на котором в 1613 году избрали на царство Михаила Романова, чем началось более чем трехсотлетнее нахождение династии Романовых на русском троне.
Но самый первый земский собор был созван в феврале 1549 году по желанию Ивана Грозного. Его называют «собором примирения»: тогда Иван Грозный выступил на Красной площади и, обвинив бояр в злоупотреблениях властью, заявил, что прощает им их прегрешения, объявил народу, что теперь он им будет справедливым судьей, и в его государстве будет торжествовать только правда.
Всего с середины XVI века до конца XVII века было созвано шестьдесят Земских соборов. На них решались самые разные важнейшие вопросы жизни государства. Собор 1566 года решал вопрос о новых налогах для продолжения Ливонской войны. На соборе 1598 года избрали царем Бориса Годунова.
Некоторые из Земских соборов были истинно всенародными. По городам и весям отправляли гонцов с грамотами, чтобы от каждого города прислали в Москву одного-двух представителей — от дворян, детей боярских, торговых, посадских людей.
В 1649 году на Земский собор, принимавший Соборное уложение, приехали представители 116 городов, они постатейно принимали свод законов, который просуществовал в России почти два столетия. Еще два представительных Земских собора прошло в Москве в середине XVII века, когда решали вопрос о воссоединении Украины с Россией – в 1651 и 1653 годах. Самый последний Земский собор состоялся в 1684 году: он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой.
Забегая вперед: спустя почти два столетия, во времена «великих реформ» Александра II, в общественных кругах появилась идея о возобновлении Земских соборов – как истинно народных представительствах. Писатель-славянофил Павел Голохвастов обратился в 1879 году к члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурору Святейшего Синода) Константину Победоносцеву, указывая, что созыв Земского собора поможет «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами». Александр II сделал пометку на письме: «Прочёл… с любопытством и нашёл много справедливого».
Однако на подобное радикальное действие царь все-таки не решился. Любопытно, что в российской истории был еще один Земский собор – региональный. Приамурский земский собор открылся 23 июля 1922 года во Владивостоке, который был тогда столицей отдельной Дальневосточной республики, которую контролировали антибольшевистские силы. Инициатором созыва собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство.
Собор принял решения о признании власти Дома Романовых, обратился к Романовым с просьбой указать Верховного правителя и избрал генерала Дитерихса временным правителем. Его власть продержалась всего несколько месяцев: уже осенью 1922 года антибольшевистская власть на Дальнем Востоке пала…
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕБУЕТ ПОРЯДКА»
Екатерина II, вдохновленная идеями Просвещения, созвала в 1767 году Уложенную комиссию. Она была нужна для того, чтобы на основе «Наказа» Екатерины II дать России свод современных законов, основанных на идеях Просвещения.
Екатерина сама разработала правила выборов депутатов в комиссию от различных сословий. От дворян и горожан предусматривались прямые выборы. Дворяне каждого уезда должны были сначала выбрать на два года предводителя дворянства и под его руководством выбрать депутатов для назначения в комиссию. Точно так же жители каждого города должны были выбрать на два года городского голову, а затем под его руководством выбрать своих депутатов в Уложенную комиссию. Для свободных крестьян устанавливались трехстепенные выборы.
В итоге со всей России было выбрано 564 депутата в Уложенную комиссию. Большинство из них были дворянами. Впервые избрали депутатов от «инородцев». Они прибыли в своих национальных одеждах, что позволило впоследствии историку Василию Ключевскому назвать Уложенную комиссию «этнографической выставкой». Комиссия сначала работала в Москве, потом переехала в Петербург.
В «Наказе» Екатерины II депутатам впервые в истории России появилось понятие гражданских прав, гражданское общество, гражданин. Говорилось, что «равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам». И «Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка».
Всего состоялось 203 общих заседания Уложенной комиссии, кроме того, депутаты работали еще и по отдельным комиссиям. Комиссия не завершила свою работу: началась русско-турецкая война, потом случилось восстание Пугачева, и Екатерина II поняла, что уже не до законов, что единственной опорой самодержавию является дворянство…
В 1785 году императрица дала городам Жалованную грамоту. Благодаря ней в городах появились выборные органы. Все «общество градское» было разделено на шесть категорий. Преодолевшие имущественный ценз горожане на общем собрании выбирали членов Городской думы и ее исполнительный орган – Шестигласную (по человеку от каждой категории населения) думу, городского голову.
Следующая веха российской парламентской реформы – земская реформа 1864 года, произведенная Александром II. Выборы в уездные и губернские земские учреждения проходили по куриям (группам избирателей). Земства имели широкие полномочия – образование, здравоохранение, строительство дорог, развитие предпринимательства, статистика. При одном существенном обстоятельстве: деятельность земств ни в коем случае не должна была затрагивать политических вопросов.
В 1870 году появились городские думы. Однако выборы в них не были всеобщими: только те, кто владел в пределах города недвижимой собственностью, содержал торговое или промышленное заведение, платил налоги в городскую казну, имели право избирать и быть избранными.
Заседания городских дум были открытыми, то есть на них мог прийти практически каждый желающий, чтобы быть в курсе того, какие вопросы решают гласные. Отчеты публиковались в газетах.
ВЕКОВАЯ МЕЧТА БОРЦОВ ЗА СВОБОДУ
Выборы в Государственную думу впервые состоялись в России в 1906 году. Несмотря на то, что они были колоссальным шагом вперед в развитии выборного начала в нашей стране, они были не всеобщими, не прямыми и далеко не равными (все избиратели были разделены на четыре курии).
В дореволюционной России Дума собиралась четыре раза. И несмотря на то, что полномочий у нее было не так много, она сразу же заявила о себе как мощная политическая сила, способная к законотворчеству, но порой строптивая и непослушная. У нее было свое яркое лицо, которое во многом определяли сильные лидеры, ставшие депутатами.
Можно вспомнить и «выборгское воззвание», подписанное в июле 1906 года депутатами распущенной императором Николаем II первой Государственной думы. Они были полны решимости бороться против «реакционного переворота». Можно вспомнить и выступления «Прогрессивного блока» против царского правительства во время Первой мировой войны, а также участие депутатов в создании Временного комитета Государственной думы в феврале 1917 года: после падения царской власти именно дума оставалась органом власти, наделенным легитимностью…
Впервые же по-настоящему прямые выборы в России состоялись в 1917 году в Учредительное собрание. Его созыв был вековой мечтой русских демократов и борцов за народную свободу. Более того, впервые идея его созыва прозвучала в проекте конституции декабриста Никиты Муравьева. Правда, там у него этот орган называется Народным вече. В программе «Народной воли», а затем всех демократических партий в начале ХХ века обязательно был пункт о созыве Учредительного собрания.
Поэтому когда в феврале 1917 года началась революция и власть царя была свергнута, господствовало мнение, что теперь только Учредительное собрание, «хозяин земли русской», может решить вопрос о власти, аграрный вопрос и другие насущные проблемы. Временное правительство было временным именно до созыва Учредительного собрания. Вопрос о том, будет оно временным или постоянным органом власти (как парламент), оставался открытым.
Голосование началось 12 ноября 1917 года, а закончилось в некоторых регионах только в начале 1918 года. Впервые в истории России состоялись всеобщие, прямые, тайные и равные выборы. В них участвовали женщины, а военнослужащие впервые в мире получили избирательные права. Были отменены сословные, национальные и другие ограничения, а 20-летний возрастной ценз был самым низким в мире.
Правда, результаты выборов не очень устроили партию, пришедшую к власти в октябре 1917 года. Учредительное собрание открылось в Петрограде 5 января 1918 года, а уже на следующий день было разогнано. Фактически оно было обречено еще тогда, когда выбиралось…
Увы, говорить о парламентской истории применительно к советскому времени достаточно трудно: выборы в ту пору были фикцией. Они были безальтернативными, а значит, реального выбора не было. Кандидатов в депутаты, за которых затем избиратели голосовали на участках, «выбирали» на собраниях в общественных организациях и трудовых коллективах. В то же время среди депутатов были, действительно, весьма достойные люди, настоящие скромные труженики.
ШКОЛА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
Фактически настоящие выборы на альтернативной основе состоялись в нашей стране только в 1989 году – народных депутатов СССР. А затем, в 1990 году, народных депутатов Российской Федерации. На Съездах народных депутатов СССР и России было все: и борьба идей, и столкновение мнений, драмы и трагедии.
Среди самых ярких эпизодов двух первых Съездов народных депутатов СССР – выступления академика Андрея Сахарова. «Он прекрасно осознавал, что в СССР впервые за многие десятилетия появилась легальная политическая трибуна, которую слышала вся страна, — отмечает историк Александр Пученков. — Он видел в съездах народных депутатов уникальный исторический шанс на изменения настроений общества и испытывал огромную потребность успеть донести до людей все то, что ему хотелось высказать».
Яркий эпизод современной истории – поведение Верховного Совета России в 1991 году, когда Белый дом России стал очагом сопротивления антиконституционному перевороту. И победил!
Современная Государственная дума является в определённом смысле продолжательницей Госдумы дореволюционных созывов. И если первые ее составы отличались весьма строптивым характером (достаточно вспомнить попытку импичмента президента Бориса Ельцина в 1999 году), то затем страсти стали остывать, уступая место плодотворной и порой достаточно рутинной законотворческой работе.
Госдума участвовала во всех важнейших политических событиях современности. С редким единодушием поддержала воссоединение Крыма с Россией. Впрочем, парламент и сегодня иногда может «взбрыкнуть»: достаточно вспомнить историю с выступлением министра экономики Орешкина, доклад которого думские депутаты прервали на середине, порекомендовав ему научиться выступать перед публикой.
Парламент последнего созыва за пять лет принял почти 2700 законов. В их числе поправки в Конституцию, вступившие в силу после общероссийского голосования, законы о мерах поддержки в пандемию, проекты бюджета с социальной направленностью. А еще Дума освободила граждан от сетевого роуминга, активно боролась с иностранным вмешательством и нежелательными организациями. И что также показательно, она получила более одного миллиона обращений граждан, что является рекордом.