Главная Власть Местное самоуправление – на пути к совершенству

Местное самоуправление – на пути к совершенству

Традиционно в канун Дня местного самоуправления, который отмечается в России 21 апреля, на страницах нашей газеты мы подробно рассказываем о деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области», о том новом, что привнес прошедший год в жизнь этого объединения. На вопросы «Вестей» отвечает исполнительный директор Ассоциации Александра БОНДАРЬ.

– Александра Афанасьевна, что нового произошло в деятельности местного самоуправления, как меняется эта форма публичной власти?

– Обратимся к исходным положениям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, где сказано что «местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняет: «местное самоуправление в России – форма осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Законом закреплены формы территориальной организации МСУ. Применительно к Ленинградской области это городские и сельские поселения, муниципальные районы, городской округ. В случае высокой плотности населения район образуется из территорий городских и сельских поселений, куда помимо земель населенных пунктов входят и земли иных категорий: сельхозназначения, лесного, водного фондов, земли промышленности, энергетики, транспорта и другие, специального назначения. Такая схема присуща Ленинградской области. В случае с низкой плотностью населения территорию поселения образуют только дискретные территории населенных пунктов, остальные земли являются межселенными территориями.

Почему я так подробно останавливаюсь на этом вопросе? Наша практика показала, что управление обширной территорией поселения, с множеством собственников, органами городских и особенно сельских поселений, затруднено. Разработка и актуализация документов территориального планирования, согласование интересов при размещении, строительстве и эксплуатации любых объектов, муниципальный контроль сталкиваются с проблемами в связи с небольшой численностью администрации поселения, нехваткой специалистов архитектуры, землепользования и землеустройства. Неслучайно на протяжении ряда лет поселения передают свои полномочия районам, располагающим существенно большими возможностями.

Ассоциация неоднократно выходила в федеральные органы власти с предложением установить единую территориальную систему муниципальных образований, когда городские и сельские поселения работают в границах населенных пунктов, там, где собственно и проживают граждане, а муниципальные районы управляют межселенной территорией, взяв на себя функции развития инфраструктур – энергетической, жилищно-коммунальной, дорожной, транспортной, социальной.

Это предложение наша Ассоциация внесла во Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления при подготовке проекта Основ государственной политики в области МСУ в России до 2030 года, который будет внесен Президенту РФ В.В. Путину в октябре текущего года.

Известно, что, в соответствии с Конституцией РФ 1993 года, местное самоуправление выделено в самостоятельное звено публичной власти, действующее в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством.

Практика показала ущербность этой конструкции, так как существует целый ряд направлений деятельности, которые органы государственной власти и органы местного самоуправления выполняют совместно, в рамках своей компетенции, и в то же время не имеют возможности закрепить свои отношения законодательно. Как показывает опыт пятнадцатилетнего существования МСУ, практика раздельного издания нормативных актов органами государственной власти и органами местного самоуправления не позволяет осуществлять сквозное планирование, обуславливает несовпадение деятельности по сути и во времени, разнонаправленность усилий органов госвласти и органов МСУ, что существенно осложняет достижение намеченных целей. Неслучайно в изменениях, внесенных в Конституцию РФ всенародным голосованием 1 июля 2020 года, содержится положение о создании вертикали публичной власти органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В развитие этого тезиса Ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области» внесла предложение в вышеупомянутый проект Основ – в рамках единой системы публичной власти обозначить вопросы совместного ведения органов госвласти субъектов РФ и органов МСУ; разрешить издание законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, обязательных для исполнения органами местного самоуправления. Это позволит консолидировать усилия областных органов власти и местного самоуправления и достигать более высоких результатов.

– Какие наиболее важные вопросы стояли на повестке дня Ассоциации в прошлом году?

– Эту повестку сформулировала сама жизнь. Безусловно, на нее повлияло распространение коронавирусной инфекции. Мы все стали свидетелями того, как быстро и, главное, результативно отмобилизовались органы государственной власти в ответ на угрозы жизни и здоровью граждан, падение темпов развития экономики, а вместе с ними и благосостояния населения. Организовать исполнение решений государственных органов непосредственно на территории муниципальных образований – задача органов местного самоуправления. Уже в июне Президиум Ассоциации обсудил вопросы организации летнего отдыха детей и подготовки учебных заведений к работе в новых условиях, обеспечивающих безопасность учащихся.

Другим актуальным вопросом этого заседания стала работа с предпринимателями, бизнес которых наиболее пострадал в ходе самоизоляции и ограничений. Меры поддержки сработали. Достаточно отметить, что, несмотря на снижение величины и перенос платежей за пользование землей и недвижимостью, налогов и сборов, плановые показатели налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 2020 год муниципальными образованиями выполнены.

Знаменательно, что в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне заседание проведено в очном режиме в деревне Кобона Кировского района, на берегу Ладожского озера – в месте, принявшем многие тысячи ленинградцев, доставленных из блокадного города судами и по Дороге жизни, для переправки на большую землю. С того заседания его участники вынесли много сильных впечатлений.

С мерами предосторожности мы провели в очном режиме еще одно заседание президиума Ассоциации в большом зале «Экспофорума», в рамках Международной выставки-ярмарки «Агрорусь 2020». Тема – меры государственной и муниципальной поддержки занятости населения сельской местности. Число официально зарегистрированных безработных в Ленинградской области возросло более чем в восемь раз. Комплекс мер переломил ситуацию – количество безработных сокращается. Рубеж возврата на уровень начала 2020 года в течение нынешнего года достижим. Особенно радуют итоги работы областного агропромышленного комплекса в прошлом году, которые превысили уровень 2019 года.

Два заседания прошли в заочном режиме: это вопросы формирования местных бюджетов на 2021 год и ход реализации реформы сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.

– На что обращают внимание руководители органов местного самоуправления в работе по очистке территорий населенных пунктов от мусора?

– Главное, что отметили руководители органов МСУ – необходимость улучшения контактов и согласованности действий с региональным оператором по сбору, вывозу и обороту отходов. Мониторинг мнений муниципалов позволил сформулировать ряд вопросов, решение которых улучшит ситуацию. Предложения обсудили в Комиссии по экологии Законодательного собрания Ленинградской области и рабочей группе по обороту твердых коммунальных отходов в Правительстве Ленинградской области. Часть предложений взята в работу, по другим требуется более глубокое изучение для принятия решений.

– Какие планы у Ассоциации на текущий год?

– Из назревших вопросов – организация работы органов местного самоуправления с молодежью; подготовка кадров для организации местного хозяйства; расширение информационной базы взимания местных налогов. План действий Ассоциации, ее органов будет утвержден в ближайшее время на заседании Президиума.

В заключение хочется сказать, что мы благодарны редакции газеты «Вести», ее главному редактору Андрею Викторовичу Башнину, всем сотрудникам редакции за оперативное, полное и объективное освещение положения дел в муниципальных образованиях Ленинградской области.

– Успехов вам в работе!

– Спасибо.

Комментарии
0
Рекомендуем:
03 мая 5 мая — Пасха – Светлое Христово Воскресение
В муниципалитетах
03 мая Пришел Первомай – ворота открывай!
Новости Ленинградской области
03 мая Быстрым бегом к быстрым шахматам: Ленобласть посвятит выходные спорту
Новости Ленинградской области
03 мая В Ленобласти стартовала акция «Страна героев»
Новости Ленинградской области
03 мая Ленобласть избавляется от долгостроев
Новости Ленинградской области
03 мая Нацпроект помогает бизнесу
Новости Ленинградской области
03 мая Страна людьми славится!
03 мая 5 мая – День городов воинской славы
Власть
03 мая Сергей Тищенков: «Первомайцы показали, что хотят жить в красивом мире»
Власть
03 мая Дмитрий Майоров: «Новодевяткинцы не подвели в грамотности»
Власть
03 мая Татьяна Толстова: «В Ленобласти зарегистрировано более 20 тысяч многодетных семей»
Криминальные вести
03 мая В Новом Девяткино хамоватые подростки подрались с мужчиной
Криминальные вести
03 мая Автобус с 50 рабочими вылетел в кювет под Кингисеппом
Криминальные вести
03 мая В Аннолово мальчик выстрелил себе в руку
Криминальные вести
03 мая В Заборье пьяный стрелял в бывшую супругу
Криминальные вести
03 мая Неоднократно судимый житель Кингисеппа пойман на грабеже
Криминальные вести
03 мая Вор-рецидивист задержан по подозрению в изнасиловании
Криминальные вести
03 мая 20-летней жительнице поселка Цвелодубово грозит уголовка за кражу
^