Главная задача стратегии – значительно сократить дистанцию между врачом и пациентом в максимально короткое время. Порой жизнь человека зависит от того, насколько оперативно ему окажут медицинскую помощь. В этом отношении «скорой по воздуху» альтернативы нет.
Долгосрочный документ предполагает, что воздушные суда будут использовать для транспортировки больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (ишемическим или геморрагическим инсультом, гипертоническим кризом), острым коронарным синдромом, сочетанными травмами (включая травматический шок). Вертолеты прилетят и за пациентами с патологиями по акушерству и гинекологии. Не откажут в помощи любому гражданину в угрожающем для жизни состоянии, если быстро перевезти его в стационар наземным транспортом невозможно. Нуждающихся в срочной специализированной помощи доставят в профильные медорганизации в течение 24 часов по воздуху с использованием геолокационной системы.
Работы санитарной авиации коснется и единая региональная система управления службой скорой медпомощи, которую планируют интегрировать с системой-112 (вызов экстренных оперативных служб) и единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Новый механизм экстренного реагирования власти 47-го региона намерены внедрить в рамках регионального проекта по развитию первичной медико-санитарной помощи. Основная цель – охватить этой помощью всех граждан региона, сделав ее более качественной.
Одним из итогов преобразований в этой сфере станет возможность доставлять пациентов в медицинские учреждения по воздуху из всех районов Ленинградской области, включая малонаселенные и труднодоступные. Причем, вертолеты будут задействованы и днем, и ночью. По плану в таком режиме санитарная авиация региона заработает к 2024 году.
Воздушную эвакуацию больных Ленобласть активно практикует и сейчас. На эти цели в 2021 году, как и в предыдущем, региональное правительство направило более 171 млн рублей. По информации областного комитета по здравоохранению, в прошлом году таким способом удалось транспортировать 373 человека, в общей сложности совершено 383 вылета. В большинстве случаев речь шла об инфарктах и инсультах (42% вылетов) и травмах, в том числе автодорожных (32%). Беременных и рожениц доставляли в больницу в 6% случаев, и 20% пациентов эвакуировали в связи с «прочими причинами».
Для работы «воздушной скорой» в 2020 году на территории Ленобласти ввели в эксплуатацию две дополнительные посадочные площадки – в городе Кингисеппе и поселке Рощино. Деятельность санитарно-авиационных бригад координирует «Территориальный центр медицины катастроф». Проект развивается за счет средств федерального и регионального бюджетов.
На одном из заседаний председатель комитета по здравоохранению Ленобласти Сергей Вылегжанин подчеркнул: «Сегодня санитарная авиация используется в регионе без каких-либо ограничений и при первой необходимости. Препятствием для того, чтобы поднять вертолет в небо, могут стать лишь погодные условия».
[47]