Главная Люди и судьбы Кто приветствовал Наполеона?

Кто приветствовал Наполеона?

Наполеон и его окружение. На заднем плане – по всей видимости, русские подданные, готовые приветствовать Наполеона

Отечественную войну 1812 года мы привыкли воспринимать прежде всего по лермонтовским строкам, которые памятны каждому со школьной скамьи. В них все были героями, впрочем, в таком патриотическом произведении, как «Бородино», иначе и быть не могло. А вот в реальной жизни все было несколько иначе. Нет, сомнений в том, что война с Наполеоном объединила всех на борьбу с супостатом. Однако есть нюансы, которые остаются, как говорится, за кадром.

«Просим на волю нас отпустить…»

В книге «Сердце России, первопрестольная столица Москва и Московская губерния в Отечественную войну», выпущенной к столетию Отечественной войны 1812 года, действительный член Московского отдела Императорского Русского военно-исторического общества Всеволод Апухтин поместил интересный документ, в подлинности которого сомневаться не приходилось. Он взял его из Военно-ученого архива Главного управления Генштаба (ныне Российский государственный военно-исторический архив). Речь - о письме русских крепостных Наполеону.

В современной транскрипции это послание звучит следующим образом:

«Жителей русских губерний к французскому государю Наполеону. Государь!

Бог хотел, чтобы русский народ не был больше крепостной и употребил для этого силы ваши. Этот народ беден и его обижают благородные люди…

Наши бары продают нас с родителями или по отдельности, обменивают нас, продают нас как животных или отдают нас в уплату своих долгов. Выбор нами жен и мест жительства нам не позволено; и в награждение за нашу хорошую службу им нас палкой дерут, а жизнь не отнимают только оттого, что она им нужна.

Поэтому из-за написанного здесь хвалить нас будут, что мы желаем под новое государство идти, которое, пуская нашу веру, может нас защищать.

И так остается нам благодарить Бога, что он нам дал способ Вашему Величеству, как защитнику народов, объявить, что мы его просим на волю нас отпустить, уверяя его в нашей верности... можете увериться в нашей верности из того, что мы нашим тиранам верны были».

Написано это было письмо в городе Руза 30 сентября (12 октября по новому стилю) 1812 года, то есть уже после Бородинской битвы. Ныне это письмо опубликовано на Интернет-сайте краеведческого музея города Рузы. Причем указаны и подписавшие его: их больше десятка человек, в том числе Филипп Никитин, Иван Долов, Григорий Сафонов, Григорий Нестеров, Алексей Астапов и другие.

«То, что это письмо принадлежит жителям Рузы, сомневаться не приходится, - говорится в комментарии сотрудника Рузского краеведческого музея Натальи Ивановой. - Достаточно только посмотреть на фамилии наших земляков. Но можно ли наверняка и достоверно считать, что русские крестьяне и горожане действительно хотели перейти на службу к Наполеону?».

Дело в том, что личность одного из подписавших это письмо, Григория Фёдоровича Сафонова, местным краеведам хорошо известна. И предателем он никаким не был, так что его причастность к подобному письму весьма и весьма сомнительна. Сафонов прошел в русской армии путь от рядового до старшего вахмистра, в 1812 году служил в Рузе в штатной воинской команде. Когда началась война, он участвовал в обучении ополченцев, а потом, как войска неприятеля уже приближались, командовал их отрядом.

«Сопоставляя факты (соавторство письма к Наполеону и героическую биографию Сафонова), беру на себя смелость предположить, что письмо носит подложный характер, коих в те времена было великое множество. Зачастую их распространяли сами французские офицеры», - отмечает краевед Наталья Иванова.

Увы, говорить, что подобного явления, как коллаборационизм во время войны 1812 года, вовсе не было, все-таки не приходится. Вот лишь один эпизод: 15 октября 1812 года партизанский командир полковник князь Николай Кудашев, зять Кутузова, поймал трех мужиков и направил их к тарусскому городничему со следующим отношением: «Пойманные под городом Подольском три мужика, из коих главный именует себя Абрам Коновалов, – доставляли хлеб и рогатый скот французам. Для поступления с ними, как с изменниками, я препровождаю их к вам, и вы от себя для примерного наказания представьте их к своему начальству».

В то же время именно крестьяне (те самые, угнетаемые, бесправные, забитые крепостничеством, пораженные «холопским духом» и так далее и тому подобное) зачастую проявляли больше патриотизма и верности Отечеству, чем их хозяева - дворяне. Те нередко бросали свои имения и уезжали в Поволожье и на Урал, чтобы там переждать военные действия, которые, как они полагали, продлятся недолго, но разорения принесут немало.

Вступление Наполеона в горящую Москву

 

Ключи от амбара помещицы Загряжской

Накануне войны среди крестьян ходили слухи, которые, подогревались, очевидно, французскими шпионами, что Наполеон отменит крепостное право. Русские помещики боялись, что вступление французов в Россию приведёт к новой крестьянской войне. А некоторые и вовсе оставались «на милость победителя», ведь культ Наполеона в те годы был очень велик. Даже шли служить в органы французской администрации, собирали реквизиции в пользу захватчиков.

Крестьяне же понимали проповеди о свободе по-своему. Они не прочь были пограбить брошенные помещиками усадьбы, но вот кормить и обслуживать чужеземные войска совершенно не собирались.

Легендарный командир партизанского отряда Денис Давыдов вспоминал, как в середине сентября 1812 года крестьяне рассказали ему, что двое жителей деревни Городище, Ефим Никифоров и Сергей Мартынов, наводили французских мародеров на богатых поселян, приняли участие в убийстве помещика, разграбили церковь. Давыдов послал казаков захватить предателей: Никифоров бежал, удалось схватить только одного Мартынова.

«Эта добыча была для меня важнее двухсот французов! — вспоминал позднее партизанский командир. — Я немедленно рапортовал о том начальнику ополчения и приготовил примерное наказание». Преступника расстреляли у той же самой церкви, которую он грабил…

Как отмечает историк Андрей Михайлов, среди наиболее известных эпизодов предательства в войне 1812 года - история с купеческим сыном Михаилом Николаевичем Верещагиным в Москве. Его обвинили в распространении про-наполеоновских текстов. 2 сентября 1812 года, незадолго до оставления русскими восками Москвы, московский генерал-губернатор Ростопчин натравил на арестованного Верещагина своих адъютантов и толпу. Юношу фактически растерзали. Но считается, что Ростопчин таким образом «разрядил» ситуацию, выпустил людскую злобу от поражений, отступления.

А непосредственно в день вступления в Москву Наполеона (все-таки не все ее покинули, некоторые остались, надеясь на великодушие французской армии) некая московская барыня Загряжская, как отмечает историк Александр Яковлев, с несколькими подругами встретила французского императора на Волхонке и поднесла ему на бархатной подушке ключи. Ключи были от её амбара, но она представила дело так, будто это ключи от Кремля.

Наполеону было обидно увидеть вместо «московских бояр» нескольких барынь, он надеялся на большее, тем не менее, распорядился подарить ей село Кузьминки с загородным домом князя Сергея Михайловича Голицына. Дальнейшее больше похоже на исторический анекдот. Когда после освобождения Москвы Голицын вернулся в свое поместье, ему сообщили: «Здесь живет новая помещица Загряжская». Тот удивился и приказал гнать в шею самозваную хозяйку. Загряжская важно ответила: «Знать не знаю Голицына. Кузьминки мои: мне их сам император Наполеон подарил». Пришлось барыню выдворять из поместья с помощью полицейских чинов…

Молитва в честь Бонапарта

«Коллаборационизма во время событий 1812 года в чистом виде было мало, но вот попыток использовать ситуацию в своих интересах – много, - считает историк Андрей Михайлов. - Разумеется, на территории Белоруссии и Литвы, среди польской (литовской, отчасти белорусской) шляхты и католического духовенства сторонников Наполеона было предостаточно. Но в какой мере это можно считать коллаборационизмом?

Крестьяне нередко расправлялись с помещиками и руками французов, и руками русских партизан, возводя на «бар» соответствующие обвинения. Как ни странно, нашлись духовные лица, поспешившие с молитвами во здравие Наполеона. Но тут тоже могло быть и желание защитить паству, храм, церковное имущество».

Знаменитый генерал Алексей Ермолов, в 1812 году - начальник Главного штаба 1-й Западной армии, в своих мемуарах пишет: «Поречье был первый старый русский город на пути нашего отступления, и расположение к нам его жителей было другое. Прежде проходили мы губернии литовские, где дворянство, обольщенное мечтою восстановления Польши, возбуждало против нас умы поселян, или губернии белорусские, где чрезмерная тягостная власть помещиков заставляла местных жителей желать перемен».

Зато в Смоленской губернии к отступавшим русским войскам было самое лояльное и отеческое отношение. «Невозможно было изъявлять ни более ненависти к врагам, ни живейшего усердия к преподанию нам всех способов, предлагая содействовать, ни собственности не жалея, ни жизни самой не щадя! – вспоминал Ермолов. - Главнокомандующий приказал издать воззвание к жителям Смоленской губернии, приглашая их противостать неприятелю, когда дерзнет поругаться святыне, в жилища их внесет грабеж, в семейства бесчестие».

После войны 1812 года Святейший Синод с горечью констатировал, что “две трети духовенства по могилевской епархии учинили присягу на верность врагу отечества”. Архиепископ Витебский и Могилевский Варлаам повелел тогда всей епархии величать “впредь... в благодарственных ко всевышнему молебствиях вместо императора Александра французского императора и италийского короля великого Наполеона”.

Увы, и в Смоленске некоторые духовные отцы города встречали Наполеона с крестом в знак покорности, в Минске епископ служил торжественную обедню в честь завоевателя, а в Подолии и на Волыни священнослужители раздавали своим прихожанам листки с текстом “Отче наш”, где “вместо имени бога было вставлено имя императора французов”.

В связи с этим историк Николай Троицкий вообще считал, что русская православная церковь в Отечественной войне 1812 года скомпрометировала себя. Именно так он обозначил свою позицию в книге «1812. Великий год России», увидевшей свет в конце 1980-х годов. Коллеги по историческому цеху высказали свое возражение, подчеркнув, что поступок Варлаама (Шишацкого) в истории Русской православной церкви был настолько исключительным, что он вошел в историю как «Могилевская церковная смута».

Что же касается листовок с искаженной молитвой, где вписывалось имя Наполеона, то, как отмечает историк Юрий Соловьев, их распространяли не русские православные священнослужители, а польские шляхтичи, которые боготворили Наполеона, связывала с его именем первый опыт возрождения после разделов Польши национального польского государства – в формате Варшавского герцогства.

Даже поэт Адам Мицкевич в 11-й части своей эпической поэмы «Пан Тадеуш», которая так и называется – «Год 1812», написал: «Война! и юноши тотчас же рвутся в битвы, // А женщины творят с надеждою молитвы, // И повторяют все с восторгом умилённым: // «С Наполеоном Бог и мы с Наполеоном!».

В Минске французов торжественно встречали местные поляки, в костеле даже было устроено торжественное богослужение по поводу успехов французских войск и освобождения Минска от «русского владычества».

В выходившей на польском языке «Временной минской газете» сообщалось: «Во время богослужения присутствовали даже греко-российские священники, оставшиеся в нашем городе. После обедни каноник Жилинский, капеллан Минской гимназии, в горячей проповеди побуждал всех быть благодарными Великому Монарху, который послужит предметом удивления настоящего и будущих веков. Костел наполняли войска, обыватели и дамы. Все они с радостным волнением, с прочувствованными слезами повторяли возгласы “да здравствует Великий Наполеон, да здравствует Избавитель и Воскреситель нашей родины”».

Впрочем, тогдашний репортер минской газеты, как отмечает Юрий Соловьев, все-таки выдавал желаемое за действительное, говоря о «греко-российских священниках», приветствовавших Наполеона…

Сергей Евгеньев

Специально для «Вестей»

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
26 апреля Сапфировая свадьба
Новости Ленинградской области
26 апреля ФосАгро показала лучший результат среди лидеров ответственного бизнеса
26 апреля 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
Новости Ленинградской области
26 апреля Бюджет-2023: рекордные показатели и надежный финансовый тыл
Новости Ленинградской области
26 апреля Конфеты из Ленобласти оценили на международном конкурсе
В муниципалитетах
26 апреля В Мистолово – новые очистные сооружения
В муниципалитетах
26 апреля В Ленобласти – новые газопроводы
Новости Ленинградской области
26 апреля На майские праздники МФЦ меняет режим работы
Криминальные вести
26 апреля ФСБ задержала банду «обнальщиков» с оборотом 18 млрд рублей
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленинградская область продолжает помощь Енакиево
Власть
26 апреля Александр Соклаков: «Горжусь земляками»
Власть
26 апреля Елена Иваева: «Проблемную дорогу в поселке Мыза-Ивановка отремонтируем этим летом»
Власть
26 апреля Вера Пыжова: «Посажу дерево в честь своего дедушки»
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленобласть открывает навигацию
Криминальные вести
26 апреля Избил таксиста и порезал шины
Криминальные вести
26 апреля Житель Карелии разбился в ДТП на «Коле»
Криминальные вести
26 апреля В Ленобласти житель садоводства сдал полиции полкило пороха
Криминальные вести
26 апреля Похищенные в магазинах сигареты воры сбывали на оптовом рынке
^