Фото: pxhere.com
6 ноября – Скорбящая Божья Мать, Светец. Молились в этот день иконе Скорбящей Божьей Матери, просили ее избавить от скорби и болезней. С этого дня начинались зимние девичьи посиделки: девушки занимались рукоделием, а одновременно пели или беседовали. Происходило все это при свете лучины, оттого и сам день нередко называли Светцем.
7 ноября – Дедовские плачи. Вспоминают умерших родственников и друзей. Полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь церковную свечу. Есть и пить (особенно алкоголь) на погосте было не принято, еду на могиле тоже не оставляли – отдавали ее нищим. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники.
В Дмитриев день (8 ноября), как и накануне, поминали усопших. «Живы родители – почитай, умерли – поминай». Эту традицию установил князь Дмитрий Донской, который после победы в Куликовской битве устроил панихиду обо всех погибших на поле брани. В этот день также было принято угощаться свежим пивом. «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит». Если этот день был холодным и снежным, то и весну ждали такую же. Багряная заря в этот день предвещала сильный ветер, а запотевшие окна – наступление холодов.
В канун дня Параскевы (9 ноября) давали зарок – обещания выполнить какую-либо работу или сделать какое-либо нужное дело. Считалось, что за выполнение обета Параскева могла осуществить заветное желание или послать здоровье близким людям. Если же в дом приходило несчастье, нужно было дать зарок и выполнить его в полном молчании, а на следующее утро пойти в церковь и помолиться святой Параскеве, попросить ее помощи. В этом случае беда должна была уйти.
В день святой Параскевы Пятницы (10 ноября) не работали. Почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы – покровительницы женщин и матерей. Если именины святой выпадали на пятый день недели, это считалось особенным праздником. В любом случае неделю, на которую приходился день Параскевы, называли Пятницкой неделей. В этот день нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Если же ребенок болел, его на Параскеву приводили к роднику, чтобы смыть все недуги. Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ей девушки задавали в своих молитвах вопрос, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помочь этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее».
11 ноября – Аврамий Овчар и Анастасия Овечница. Святую Анастасию на Руси считали заступницей овец, а святого Аврамия – покровителем овчаров. Пастухов на Аврамия угощали всей деревней, приносили им пироги из свежей муки. Говорили, что благодаря такому подарку овцы будут здоровы и сохранны. С этого дня начинали стричь овец. Овечью шерсть пряли, а из ниток вязали теплые носки и варежки либо ткали теплые ткани для зимней одежды.
На Зиновия и Зиновию (12 ноября) отмечали праздник рыбаков и охотников. Охотникам обязательно надо было в этот день поймать хотя бы одного зайца, которого называли именинным, иначе охота весь год могла быть неудачной. Рыбаки же, если сети на Зиновия и Зиновию приходили полными, непременно праздновали удачный улов на берегу реки. Этот день называли еще Синичкиным праздником: именно к Зиновию с юга прилетали птицы-зимники, в том числе синицы, снегири, свиристели. Если синицы целыми стайками появлялись у дома стоило ждать скорые холода, если синица свистит – к ясному дню, если пищит – к ночному морозу.