На Иоанна (Ивана) Постного (11 сентября) полевые работы заканчивались, начиналась заготовка разносолов на зиму, открывались осенние торги и ярмарки. Сходились запреты и соблазны, пост поэтому переносился особенно тяжело. Заканчивается лето, вместе с первыми заморозками приходит осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел». Если на Ивана Постного летели на юг журавли — будет короткая осень и ранний снег, если скворцы долго не улетают — осень будет сухая, а если над землей тянутся стаи грачей — надеялись на хорошую погоду. Кроме того, лебедь летит к снегу, а гусь — к дождю. На Ивана Постного убирали репу.
Сытником день Александра (12 сентября) прозвали за то, что в его день накрывали богатые столы, собирали гостей, устраивали пиры. Готовили сытную кашу — ячменную на молоке. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая.
На Куприяна (13 сентября) журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника — Журавлиное вече. В этот день начинали сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. Если кто-то нарушал запрет, того ждали неминуемые беды: в девку бесплодница вселится, у парня нечистая ум отберет, а мужиков и баб нечисть может в топь уволочь. Также на Куприяна убирали репу, морковь и свеклу, копали картофель.
Семин день (14 сентября) называют началом бабьего лета. По погоде первого дня судили обо всей осени: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если же луга опутаны паутиной, ждали затяжную осень. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным. На бабье лето нередко устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили смотреть невест. В это время матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы, да звали в гости всех красных девушек с округи — а на них посмотреть парни сами сбегутся. С Семина дня начинались свадебные недели. Кроме того, в Семин день хоронили мух и тараканов. Из репы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что после таких «похорон» насекомые в дом уже не вернутся.
Мамонтия (15 сентября) называют Овчинником, или Овчарником, и считают покровителем овец и коз. В день Мамонтия не полагалось выгонять скотину со двора, в противном случае ей грозили болезни и прочие напасти. А вот на стол хорошо поставить блюда из козьего молока — тот же сыр или творог. С Мамонтия начинались гулянья парней. Парни наряжались в праздничную одежду, ходили в гости друг к другу, устраивали игры и шуточные драки.
В день Домны Доброродной (16 сентября) собирали вокруг дома всяческую рухлядь — особенно старые, изношенные лапти. Их в большом количестве вешали либо на колья вокруг огорода, либо под крыши хлевов, либо на столбы у ворот. Считалось, что это защитит от сглаза и дом, и двор, и скотину, и урожай, и самих хозяев. К вечеру всю рухлядь, кроме лаптей, выбрасывали, а то, что можно было сжечь, сжигали вместе с картофельной ботвой.
Неопалимую Купину (17 сентября) считают охранительницей от пожара и молнии. Пожар предвещали мыши, бегущие по полу, кукушка, летящая по деревне, заяц, бегущий по селению.В это время начинали выкапывать лук, обходили сеновалы и тыкали в них вилами — чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни, которые могут зимой напасть на скотину. Так же вилами тыкали в сухой мох, если строили дом.
Специально для «Вестей»
подготовил Николай ПРИМЕТИН