В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи (часть 2); с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (часть 3).
Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (пункт 5 части 5 статьи 19 этого Федерального закона).
В силу части 1 статьи 20 данного Федерального закона необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В январе 2020 года Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гражданки, которой медицинское учреждение отказало в предоставлении копий медицинских документов (амбулаторных карт, карт стационарного больного, иных документов, связанных с оказанием медицинских услуг) ее умершего супруга. Из жалобы также следовало, что проверки, проведенные прокуратурой, споры, рассмотренные судом по заявлениям гражданки, нарушений в действиях медицинского учреждения не выявили.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.01.20202 № 13-П вышеуказанные нормативные положения признаны недействующими в той мере, в какой их неопределенность не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированным добровольном согласии на медицинское вмешательство.
Федеральному законодателю Конституционным Судом Российской Федерации предписано внести в спорные нормы необходимые изменения.
До этого времени медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированным добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме – предоставлять электронные документы.
Только в одном случае родственникам можно в этом отказать: если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну.
О специальном регулировании обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году правительством Ленинградской области решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории области
01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», статьей 19 которого установлено специальное регулирование обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, находящегося как в публичной, так в частной собственности, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории соответствующего региона.
На территории Ленинградской области режим повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС введен постановлением правительства Ленинградской области от 13 марта 2020 года № 117 (с изменениями, внесенными в данное постановление постановлениями правительства Ленинградской области № 131, 155 и 156) с 15.03.2020.
Указанным выше Федеральным законом предусмотрены следующие меры поддержки арендаторов:
– отсрочка уплаты арендной платы (согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 98-ФЗ);
– уменьшение размера арендной платы по требованию арендатора в связи с невозможностью использования имущества, связанной с введением органами власти субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС на территории региона (ч. 3 ст. 19 Закона № 98-ФЗ).
Для реализации, к примеру, права на уменьшение арендной платы арендатор может обратиться к арендодателю с предложением снизить размер арендной платы. В этой связи он вправе предложить арендодателю распространить действие соглашения об уменьшении арендной платы на весь период с начала введения региональными властями в 2020 году режима повышенной готовности или ЧС (п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Если арендодатель откажется заключить соглашение об изменении условия договора о размере арендной платы за определенный период, арендатор вправе обратиться в суд с иском об изменении условий договора аренды.
Часть 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ соотносится и с правилами ст. 451 ГК РФ, позволяющими изменить условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств. При этом изменение договора возможно по решению суда, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами (п. 2 ст. 451 ГК РФ).
Правило ч. 3 ст. 19 Закона № 98-ФЗ не исключает и применения ст. 451 ГК РФ к отношениям сторон договора аренды в отношении требований, которые касаются возможности расторгнуть договор. То есть ограничительные меры, введенные в 2020 году для предотвращения распространения коронавируса, предоставляют стороне ранее заключенного договора аренды – как арендатору, так и арендодателю – право потребовать расторжения договора, если исполнение договора (в том числе с учетом возможного снижения арендной платы) повлечет за собой такой ущерб для стороны, что она в значительной степени лишится того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора аренды.
Арендатор движимого имущества (например, транспортных средств), на которого не распространяется действие ст. 19 Закона № 98-ФЗ, также не лишен возможности потребовать снижения размера арендной платы в 2020 году на основании ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств (ограничительными мерами, вызванными угрозой коронавируса), доказав, что для него наступили последствия, указанные в
пп. 3 п. 2 ст. 451 ГК РФ.
Таким образом, законодатель предоставил арендаторам право просить у арендаторов отсрочку уплаты или снижения размера арендных платежей по договорам, заключенным до пандемии коронавирусной инфекции, и арендатор не вправе чинить ему препятствия в реализации данного права.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Специально для «Вестей»