— Сергей Флегмонтович, реформа местного самоуправления идёт уже несколько лет, и разговоры, и споры о ней не прекращаются. Что благодаря новым решениям изменилось в Ленинградской области?
— Если говорить о реформе местного самоуправления, то справедливости ради надо отметить, что она началась с 2003 года и протекает до настоящего времени. С момента принятия Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее федеральный закон №131-ФЗ) в него внесено более 200 изменений и дополнений. Они коснулись вопросов местного значения; в ведение органов государственной власти были переданы вопросы здравоохранения, социальной защиты, частично общего и профессионального образования; ограниченно право органов местного самоуправления распоряжаться землёй. После 2013 года последовала передача вопросов местного значения от поселений районам. Эти преобразования связаны с гарантиями государства, закреплёнными в Конституции РФ, а также с несоответствием объёмов полномочий местного самоуправления и финансирования местных бюджетов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Часть изменений — вопросы формирования органов МСУ и назначения должностных лиц администраций.
На основе действующего законодательства в Ленинградской области, как и во всей России, произошли изменения в структуре территориального устройства МСУ в сторону укрупнения муниципальных образований. По инициативе Ленинградской области в федеральный закон №131-ФЗ внесено изменение, по которому органам местного самоуправления районов предоставили право осуществлять полномочия исполнительных органов административных центров районов, что осуществлено на территории Ленинградской области. С 2006 по 2019 год количество муниципальных образований сократилось с 222 до 205. Некоторые субъекты Российской Федерации пошли дальше — продолжили укрупнение муниципальных образований через создание муниципальных округов. Надо отметить, что областной Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям совместно с руководителями районов пристально следят за этими преобразованиями, общаясь с коллегами из других субъектов РФ, выезжают непосредственно на места, изучают созданную ими нормативную правовую базу, мониторят динамику изменений показателей социально-экономического развития вновь созданных муниципальных образований с тем, чтобы выявить плюсы и минусы перемен и учесть их при реформе на территории области.
— В 2020 году поправки в Конституцию утвердили понятие «единой системы публичной власти». Речь идёт о совокупности органов государственной власти и местного самоуправления. Собственно с этого и началась реформа. Что означает такое единство?
— Известно, что основополагающим постулатом федерального закона №131-ФЗ является положение Конституции РФ, по которому МСУ самостоятельно и отделено от государственной власти. Таким образом, на мой взгляд, созданы условия для разобщения территории на тысячи мелких «уделов», говоря языком исторических аналогий. Разорвалась цепь управленческих действий. Не имея права вмешиваться в деятельность местных органов, стремясь достигнуть целей, поставленных федеральным центром, органы государственной власти РФ пошли по пути организации взаимодействия с органами МСУ через программную, проектную деятельность. Сейчас в Ленинградской области работает 18 отраслевых программ, более 90% бюджетных средств используются в их рамках. Судя по динамике показателей социально-экономического развития нашей области, эта практика себя оправдала. Вместе с тем недостатком этой схемы взаимодействия является зависимость от активности и компетентности органов местного самоуправления, их желания и возможности включиться в государственные программы, что в конечном итоге определяет прогресс в развитии муниципальных образований.
В условиях наращивания внешних угроз со стороны недружественных государств особую важность приобретает скорость прохождения управленческих решений, возможность концентрировать средства на наиболее важных направлениях, быстро и адекватно реагировать на острые ситуации. Этим и обусловлены инициативы федерального центра, поддержанные населением на референдуме по внесению изменений в Конституцию РФ и о восстановлении единой системы публичной власти, то есть возможности действовать как один организм, укреплять единство и сплочённость народа. Это хорошо понимают жители Ленинградской области, показавшие высокие результаты по явке и числу голосов, поданных за В.В. Путина, на прошедших выборах Президента Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что в настоящее время пройдена только часть пути — принят федеральный закон от 21.12.2021 года №414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»; проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти в РФ» ещё в работе. Пока можно предполагать, какие новые формы взаимодействия между органами госвласти и местного самоуправления будут складываться при осуществлении обозначенной реформы, основываясь на предыдущей практике. Например, это принятие законов Ленинградской области по вопросам совместного ведения государственной и местной власти. В этом случае особая роль принадлежит Совету муниципальных образований, призванному формировать консолидированную позицию муниципальных образований по проектам областных законов. Это может быть защита программ социально-экономического развития муниципальных образований после согласования отраслевыми органами исполнительной власти, на уровне субъекта Российской Федерации. Целесообразно синхронизировать бюджеты области, муниципальных образований, принимаемые на 3 года, с адресной инвестиционной программой, также принимаемой на этот срок, в составе закона Ленинградской области об областном бюджете. Это даёт уверенность муниципальным органам в реализации намеченного. Но...дождёмся принятия новой редакции федерального закона о местном самоуправлении.
— Одна из задач реформы — укрупнять муниципальные образования. В чём смысл этого процесса?
— Сформулировано не совсем точно. Речь идёт об упразднении поселенческого уровня и образовании муниципальных и городских округов в обозначенных федеральным законом рамках. При принятии решений о создании новых административно-территориальных единиц важно учитывать наличие объектов социально-коммунальной инфраструктуры для обслуживания населения, финансовых возможностей их содержания, опытных муниципальных специалистов-управленцев.
О смысле преобразований мы уже говорили. Позволю себе повториться — это повышение качества управления территориями в целях выравнивания условий жизнеобеспечения населения, создания комфортной городской среды, независимо от места проживания.
— В Ленинградской области пилотный район по оптимизации управления муниципалитетами — Гатчинский. Можно ли считать его пример удачным для остальных районов?
— Быть первыми всегда очень трудно. Город Гатчина является столицей Ленинградской области, научно-технологическим центром всероссийского масштаба. Гатчинский муниципальный район по праву считается одним из сильнейших муниципальных образований, с устойчиво высокими темпами социально-экономического развития, с ярко выраженным менталитетом гражданского сообщества, любящего свою малую родину, гордящегося её историческим прошлым и надёжным настоящим. Именно поэтому депутаты Гатчинского муниципального района взяли на себя ответственность принять решение о преобразовании городских и сельских поселений путём их объединения в муниципальный округ и назначения публичных слушаний с тем, чтобы, используя наработки района, по этому пути пошли другие муниципальные образования. Жители городских и сельских поселений обсуждают инициативу Совета депутатов района в преобразовании поселений путём их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Гатчинского муниципального округа.
Рассмотрение этого вопроса — ещё одна возможность для жителей обсудить, что получилось на этом этапе развития у нынешней местной власти, что надо изменить к лучшему. По сути дела, это наказы граждан, мероприятия программы действий будущего руководства муниципального округа.
Гатчинцам выпала историческая миссия возглавить реформу территориального устройства местного самоуправления в Ленинградской области. Зная их лидерские качества, уверен, что пилотный проект успешно завершиться и станет образцом для других муниципальных образований нашего региона.
— Как сделать так, чтобы граждане в результате этих преобразований, не потеряли связь с властями на местах?
— Вопрос связанности территории для нашей огромной страны всегда имел первостепенное значение. В действующей редакции федерального закона №131-ФЗ говорится о территориальной, транспортной доступности власти для населения. Этот принцип лежит в основе административно-территориального деления России, субъектов Российской Федерации. В проекте федерального закона «Об основах местного самоуправления в системе единой публичной власти в РФ» предусмотрено образование органов управления муниципальным округом и его территориальных подразделений на местах, то есть в населённых пунктах, куда имеют возможность обращаться жители по всем имеющимся у них вопросам. За двадцатилетний период существования местного самоуправления в нынешнем виде появились новые формы доступности: практически все поселения входят в систему электронного взаимодействия с органами власти района, Ленинградской области через автоматизированные рабочие места. Жители уже оценили возможности и преимущества получения государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры (МФЦ). Планируется расширение выездных приёмов областных и местных депутатов, специалистов учреждений, обслуживающих население, дальнейшее развитие мобильной связи, дорожно-транспортной, оптоволоконной сети. Мы предлагаем объявить «компьютерный всеобуч» для лиц старшего возраста, поддержку развития компьютерных центров общего пользования. Нет оснований говорить, что предстоящая реформа ослабит связь граждан и власти.
— Что Вы, исходя из многолетней практики, поменяли бы в законе о местном самоуправлении?
— Систему мер поддержки и защиты муниципальных служащих с тем, чтобы со сменой руководителей администрации сохранялись кадры специалистов. Систему подготовки кадров, при которой осуществляется последовательный, шаг за шагом, карьерный рост от специалиста до руководителя муниципального или городского округа. Чтобы на государственную службу принимались лица, имеющие стаж муниципальной службы.
Именно такой подход послужит укреплению вертикали публичной власти.