Фото: pxhere.com
13 января – Васильев вечер или Васильева коляда – щедрый вечер. По старому стилю – Новый год. Вот хозяйки и готовили так много, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Ведь богатый стол обеспечит достаток на весь год. А так как святой Василий считался покровителем свиноводов, первой на столе была свинина. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». До рассвета варили каши, а когда она поспевала, вынимали горшок из печи и рассматривали. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — ждали что-то худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома.
Василий, чей день выпадает на 14 января, считался покровителем свиней, а поэтому и прозвище у него – Василий Свинятник. Всегда готовили блюда из свинины – жареного поросенка, вареные окорока и другие. «Василий пополам Святки делит»: с 7 по 13 января – «святые вечера», а с 14 по 19 – «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве. Этот день считался очень важным, он влиял на весь последующий год, поэтому его старались провести как можно веселее и сытнее. Помните, «Как Новый год провидешь…» В этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас, в долг не давать – чтобы не «отдать» свой достаток.
В Сильвестров день (15 января) или Куриный праздник чистили курятники. Считалось, что в этот день семилетний черный петух откладывает яйцо, из которого летом родится змей Василиск. Поэтому, чтобы защитить курятник от нечисти, вешали черный камень с дыркой – «куриный бог» и окуривали курятники смолой и девясилом, от куриной слепоты и чтобы отогнать лихоманок. Детям в этот день доставались петушки из глины. На Сильвестра гадали на луковицах. Чистили 12 штук, клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой – такой месяц и будет дождливым. На Сильвестра читали заговор от болезней: «В этот день не только на земле студено-морозно, но и под землею. Выгоняет Мороз лихих сестер с хворями из-под земли».
В Гордеев день (16 января) голодные ведьмы, возвращаясь с шабаша, доят коров с такой силой, что те погибают. Чтобы отогнать ведьм, над воротами привязывали сальную свечу и просили домового присмотреть за скотиной: «Дедушка домовой, пои мою коровушку, пои да корми, гладко води. Беги, молочко, по жилочкам да в вымечко, из вымечка в подойничек да по крыночкам на толсту сметаночку». Варили овсяную кашу на молоке и кормили ею коров. В Гордеев день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детьми – иначе можно это потерять. «Сатана гордился – да с неба свалился».
Если на Зосиму пчельника (17 января) много снега – год будет медовым. На стол обязательно ставили мед и сласти из него – пряники или медовые ириски. К концу Святок нечистая сила старалась натворить как можно больше плохого. Поэтому в день Зосимы гоняли чертей – надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собою кочерги и горящую ветошь. Ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!» «Забивали черта» – в шутку колотили одного из мужиков, наряженного в лохматый тулуп. Затем разводили костер и праздновали победу над нечистой силой.
Крещенский сочельник (18 января) – день накануне Богоявления (Крещения Господня), готовились к празднику постом. Потому и вечер назывался голодным. Ели только сочиво из зерен, постную кашу, овощные блины и медовые оладьи. В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Эту воду сохраняли, ведь считалось, что она может стоять в закрытом сосуде, не портясь, и имеет столь же чудесные свойства, что и крещенский снег.
19 января – Крещение, Святое Богоявление. В крещенскую ночь вода приобретает чудесные свойства и становится целебной, и, если набрать воды из речки или запастись освященной в церкви водой, то она сохранит свои свойства весь год. Эту воду дают пить больным, освящают ею жилища и поля. А кто на Крещение искупается в ледяной воде, будет весь год здоровым. «Крещенские морозы» всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».