Главная Истории любви «Жизнь без обладания тобой подобна смерти…»

«Жизнь без обладания тобой подобна смерти…»

РУССКИЙ РОМАН АВСТРИЙСКОГО КОМПОЗИТОРА ПРИНЕС ЕМУ ЯРКИЕ ЧУВСТВА И НЕМАЛО СТРАДАНИЙ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО. Слева направо:Жена Штрауса Генриетта, Оперная певица Генриетта Каролина Йозефа Трефц-Халупецкая, Ольга Смирнитская, Иоганн Штраус

«Возможно ли найти слова, чтобы описать Тебе мои чувства, когда я читал Твои одухотворившие меня строки! Уверяю Тебя, что это был счастливейший момент в моей жизни... Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему Самим Создателем! Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни. И клянусь свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова». Перед нами — одно из писем Иоганна Штрауса, композитора, дирижера и скрипача, признанного «короля вальса», к Ольге Смирнитской.

«МОЕ СЕРДЦЕ КРОВОТОЧИТ…»

Известно более сотни любовных писем Штрауса к Смирнитской. Долгое время они считались утерянными безвозвратно, пока в середине 1980-х годов Международный институт творчества Иоганна Штрауса не решил подготовить каталог, посвященный русскому периоду в творчестве Штрауса. За работу взялся директор Венского музыкального собрания доктор музыковедения Томас Айгнер. Тогда он, к своему огромному изумлению, и обнаружил письма Штрауса в архиве Венской городской библиотеки. А спустя некоторое время увидела свет его книга «Ольга Смирнитская — адресат ста любовных писем Иоганна Штрауса»…

Молодой, но уже необычайно популярный в Вене композитор впервые приехал в Россию в 1856 году. По контракту, подписанному им на довольно выгодных условиях с дирекцией Царскосельской железной дороги, Штраусу предстояло в течение летнего сезона дирижировать своим оркестром шесть раз в неделю в павловском павильоне «Воксал». Композитор был восторженно принят русской публикой, о нем писали в прессе.

Иоганн Штраус несколько сезонов успешно выступал в Павловске, получал баснословные гонорары размером в 22 тысячи рублей.

Именно, там, в Павловске, он и встретил свою любовь. Ольга Смирнитская была одной из многочисленных поклонниц Штрауса, приходивших на концерты в знаменитом Павловском вокзале. Она была одной из первых женщин в России, сочинявших музыку. Когда ей было всего девятнадцать лет, одно из очень уважаемых петербургских музыкальных издательств опубликовало ноты ее первых романсов на слова Пушкина, Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой.

В конце сезона 1858 года Ольга Смирнитская попросила Штрауса исполнить ее романсы в Павловске. Так завязался роман, который длился несколько лет. Увы, с драматическим финалом.

Письма композитора свидетельствуют о том, какой накал страстей царил в их отношениях.

«1859 г. 13 июня. Суббота. Итак, судьба моя решена. Простите мои нескромные надежды и примите уверения, что Вы не услышите больше ни одного звука жалобы. Я не сержусь на Вас, просто я удивлен Вами: защити Вас Господь. После того, как два дня назад я был лишен счастья разговаривать с Вами, я последовал звуку моего сердца общаться с Вами мысленно, для чего Ваши любезные строки дали мне достаточно материала… Ваш благой совет — реже разговаривать с Вами, один-единственный, не был оставлен без внимания. Мое сердце кровоточит, но оно предается сомнениям и подчиняется Вашему совету. Сохраните же Вашу дружбу, о которой я прошу Вас, в глубоком почтении».

«…МОЯ НАДЕЖДА ПОГИБЛА!»

Композитор попросил у родителей Ольги Смирнитской руки их дочери, однако те встали насмерть. Как отмечают биографы Иоганна Штрауса, он получил оскорбительный по форме и по содержанию отказ: родители-дворяне категорически отказались дать согласие на брак своей дочери хоть с именитым человеком, но в их понимании простолюдином, да еще и имевшим иудейские корни. Штраус был в отчаянии, его посещали даже мысли о самоубийстве.

«Если предположить, что намерения ваши относительно Ольги серьезны, заявляю решительно: этому не бывать! Простите великодушно, вы не имеете никакого состояния. У вас есть лишь скрипка, дирижерская палочка и некоторая известность среди любителей легкомысленной музыки. Покорнейше прошу впредь у нас не бывать. Евдокия Смирнитская». Такое письмо Иоганн Штраус получил от матери Ольги Смирнитской.

«...Итак, моя надежда погибла! Моим единственным стремлением было обладать Тобой, но невозможно достичь моего горячо желанного счастья», — писал Штраус в очередном письме своей возлюбленной. Он рассказывал, что ее мать говорила с ним очень долго, уверяла, что он не должен верить ничему, что говорит ее дочь, поскольку она еще совершенно безрассудна и ее слова – обман. Мать называла случившийся роман интригой со стороны дочери…

В этот момент, по словам Штрауса, он «почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своем ребенке… Что касается ее поведения, ее выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, — бесспорно!».

Мать потребовала от композитора, чтобы тот отдал ей письма дочери, на что Штраус поклялся, что они уйдут вместе с ним в могилу. После чего мать заявила, что при его слабом здоровье он может умереть каждую минуту, «поэтому она не может быть спокойна».

«Ты говоришь, я должен побеседовать с Твоим отцом, — писал Штраус Ольге Смирнитской. — Ты не знаешь, каким несчастным чувствую я себя, потому что не могу последовать Твоему приказу. Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга! Главная причина следующая: он оценивает меня как претендента на руку своей дочери неблагосклонно. Он будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».

Тем не менее, Ольга Смирнитская, несмотря на запрет матери выходить замуж, готова была бежать с возлюбленным в Вену. Однако теперь преградой стала мать Штрауса. По ее совету он решил отложить женитьбу, чтобы проверить чувства. К тому же он рассчитывал, что родители Ольги еще могут передумать.

Ольга не пожелала ждать, в ее отношениях с композитором наметился разрыв. И все-таки он еще надеялся на то, что не все потеряно.

«Суббота, 10 октября, без четверти одиннадцать утра. Тысячу раз спасибо за счастливые минуты вечера! Мои чувства были сильнее меня: не знаю, как я смог снова добраться до моей кареты, мое сердце разрывалось. Я должен уезжать. Посылаю Тебе бесчисленные объятия. Прощай, ангел, не забывай Твоего Жана» — писал Штраус Ольге Смирнитской.

«МОЯ СТРАСТЬ СЪЕДАЕТ МЕНЯ. ПРОЩАЙ, АНГЕЛ…»

Написав грустный вальс «Прощание с Петербургом», композитор уехал в Вену. По пути в австрийскую столицу он написал одно из самых трагических писем в своей жизни.

«Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, — и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет. Я вне себя, и если даже беру в руки Твои письма, чтобы скорее немного успокоиться, то чувствую, несчастный, что все дальше пароход отдаляет меня от Тебя, так что и сами Твои письма не приносят мне больше утешения.

Я не могу больше мыслить, — я близок к безумию, я чувствую это. Небо, дай мне умереть, — нет у меня больше радости жизни, у меня нет больше надежды, мне не остается больше ничего, кроме смерти. На корабле люди смотрят на меня, как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и меня запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь. Спасибо за Твои утешительные письма, но для меня нет утешения. Моя страсть съедает меня. Прощай, ангел, я не могу больше писать. Бог знает, что со мной произойдет. Вечно Твой, Жан».

После того как Штраус уехал в Вену, Ольга Смирнитская стала, чтобы как-то выразить свою печаль, отвечать не только письмами, но и романсами на стихи русских композиторов. Однако прошло некоторое время, и она вышла замуж за военного – за офицера Семеновского полка Александра Степановича Лозинского.

Тот был не такой страстной натурой, как Иоганн Штраус, но, по всей видимости, его дворянское происхождение и перспективны военной карьеры вполне устраивали родителей Ольги. Александр Лозинский окончил курс наук в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, 6 июня 1857 года был произведен в прапорщики, был определен на службу в лейб-гвардии Семеновский полк. Спустя два года был прикомандирован к штабу отдельного гвардейского корпуса, чтобы иметь возможность готовиться к поступлению в Николаевскую академию генерального штаба. Впоследствии сделал карьеру военного чиновника…

ТРИ ЖЕНЫ «КОРОЛЯ ВАЛЬСОВ»

Женился и Штраус – на оперной певице Генриетте Каролине Йозефе Халупецкой (домашние звали ее Йетти), выступавшей под псевдонимом «Трефц». Она была на семь лет его старше и имела семь детей от разных отцов.

Свадьба состоялась 27 августа 1862 года в соборе Святого Стефана – символе города Вены. Богатый фабрикант барон Мориц Тодеско, от которого у певицы было две дочери, даже дал ей приданое. На эти деньги Штраус и Халупецкая купили большой дом в Вене, в котором жили вдвоем, поскольку последних двоих маленьких дочерей певица оставила с бароном, а остальные дети уже имели собственные семьи.

Жена Штрауса славилась элегантными нарядами и деловой хваткой. Вскоре у Штрауса была в Вене своя музыкальная фирма.

Биографы отмечают, что Йетти была внешне чем-то похожа на Ольгу Смирнитскую. Неизвестно, какой бы женой оказалась русская красавица, но Халупецкая оказалась верной и преданной. И недаром конец 1860-х — начало 1870-х годов стали расцветом штраусовского гения. В этот период он создал свои лучшие вальсы «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса», а также лучшие оперетты.

Вместе с певицей Штраус прожил больше полутора десятка лет. И потом был еще женат дважды. Однако ни в одном из браков детей у Штрауса не было.

В 1878 году, спустя шесть недель после смерти Халупецкой, Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих, однако вскоре этот брак распался. Спустя четыре года Штраус женился в третий раз. Его избранницей стал Адель Дойч, вдова сына банкира Антона Штрауса.

Проблема была в том, что она принадлежала к иудейскому вероисповеданию и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус стал протестантом-евангелистом и принял германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского.

Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было. Все свое состояние композитор завещал музыкальному обществу, Адели досталась только рента. Она пережила мужа на тридцать один год, посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений…

И, завершая наш разговор, вернемся еще раз к русскому роману австрийского композитора. Что стало с письмами Ольги к нему, до сих пор неизвестно. Возможно, он их, действительно, сжег или, как обещал, унес с собой в могилу. Письма же Штрауса к Ольге, которые считались утерянными, после смерти Ольги хранились у ее верной подруги, и были переданы ею вдове музыканта. Впоследствии они-то и оказались в архиве Венской городской библиотеки.

Письма композитора были изданы на русском языке к 180-летию со дня его рождения, которое отмечалось в 2005 году. Уникальная книга музыковеда Томаса Айгнера «Ольга Смирнитская – адресат ста любовных писем Иоганна Штрауса» была презентована в Павильоне роз в Павловске.

К слову, с этой книгой связана еще одна любовная история, но уже совсем из другого века. Томас Айгнер, приехав в свое время в Россию, в архиве Филармонии имени Дмитрия Шостаковича познакомился с переводчицей по имени Ольга, которая стала его женой. Именно она впоследствии и перевела на русский язык письма Штрауса, найденные в Венской библиотеке…

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Волосовский район: два дня Е2 на Е4
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Всеволожский район: спорт на льду
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Кингисеппский район: вода, лед и конные прогулки
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Выборгский район: день прыгунов и силачей
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Киришский район: коньки – наше все
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Кировский район: спорт на невских берегах
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Лодейнопольский район: спорт за столом
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Ломоносовский район: шах и мат
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Лужский район: ракетка над столом
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Подпорожский район: веселые старты
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Приозерский район: бассейн и футбол на снегу
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Сланцевский район: в ожидании праздника
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Сосновоборский городской округ: спорт вместе с семьей
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Тихвинский район: гонки на лыжах
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти. Тосненский район: новогодние старты
В муниципалитетах
20 декабря Спортивные выходные в Ленобласти: скоро-скоро Новый год!
20 декабря 20 декабря – День работника органов государственной безопасности Российской Федерации
Новости Ленинградской области
20 декабря Александр Дрозденко: достижения регионов в реализации нацпроектов должны масштабироваться
^