Фото: pxhere.com
На Вадима Ключника (22 апреля) ходили к ключам. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили, а придя, молились на все четыре стороны и спрашивали про человека: на живое или на мертвое? Если загаданному предстояла долгая жизнь – вода должна была стоять светлая, как стеклышко. Если же больного ожидала кончина – ключи могли сильно забурлить. Источники чистили, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние». Затем, чтобы укрепить здоровье, набирали из этих источников воду, умывались ею и пили.
Считается, что на Терентия Маревного (23 апреля) солнце должно показываться в мареве – то есть в дымке. Если солнце так случалось на восходе, то год обещал быть хлебородным, а если небо оказывалось ясным —придется поле перепахивать и снова засевать.
24 апреля – Антип Водогон – половодье на самом пике: «Антип очищает реки ото льда». Если же реки не вскрылись, будет плохой урожай хлеба и неблагополучное лето. Если же вода разлилась широко, год будет плодородный: «Была бы водица, а хлеб народится». Дожди в этот день предвещают много грибов, а заморозки – обилие груздей. Антипа считали исцелителем от зубной боли. На больной зуб клали серебряную монетку, через некоторое время вынимали и делали в ней дырочку. Затем монетку вешали на икону святого Антипа. Боль должна была быстро утихнуть. В этот день в поле не работали – семян не сеяли, рассаду не высаживали. Этот день считался неблагоприятным для посадок.
Если на Василия Парильщика (25 апреля) действительно парило и солнце хорошо прогревало почву, можно рассчитывать на хороший урожай. В лес надо было ходить со всей осторожностью, потому что медведь, вышедший из берлоги, прячется в кустах – так считали охотники. А еще, охотники, чтобы обнаружить дичь, приговаривали: «Заяц, заяц, выскочи из куста».
На Фомаиду Медуницу (26 апреля) собирали в лесу траву медуницу, которую заваривали в чай и готовили из нее салаты. За медуницей ходила самая опытная хозяйка. А чтобы медведь, которому приписывали нелюбовь к слабому полу, не признал в ней бабу, она надевала тулуп, вывернутый шерстью наружу. Также в этот день можно было рвать первый щавель на салат и в щи. Особенно вкусны по весне щи по-монастырски, из щавеля, петрушки, лука, картофеля и масла.
Лисогоном святого Мартина (27 апреля) прозвали за то, что именно в его день лисицы покидают старые норы и роют новые. Считалось, что в первые дни после переселения лисы бывают слепы и глухи, и их можно ловить чуть ли не голыми руками. Считалось, что на Мартына ворон купает своих детей в лужах и отпускает «в отдел» – то есть на особое семейное житье. «Ворона каркает к ненастью, а ворон – к несчастью».
В Пудов день (28 апреля) пчеловоды осматривали пасеки и омшаники, проверяли: здоровы ли пчелы, хорошо ли пережили зиму. Если весна была ранней и к концу апреля появлялись первые цветы, ульи вынимали и выставляли на свежий воздух. «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда». На Пуда обычно распускали почки калина и рябина. Из них готовили целебные настои.