Фото: pxhere.com
На Архипа и Филимона (4 марта) женщины проводили весь день на кухне, ведь чем больше будет наготовлено всякой снеди, тем богаче будет дом. Главным был каравай, который посвящали солнцу и ели по кусочку, раздавая домочадцам, соседям и всем проходившим мимо странникам. Оставшиеся крошки бросали за спину: кинешь хлеб-соль назад – по осени с хлебом-солью будешь. С 4 марта начинается сырная неделя – Масленица. Дни масленой недели: понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыши, среда – лакомки (тещи приглашают на блины зятьев с женами), широкий четверг, пятница – тещины вечерки (зятья звали тещу на угощение), суббота – золовкины посиделки и, наконец, – «прощеное воскресенье», когда все навещали родственников, друзей, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга. Обязательно жгли чучело Масленицы, чтобы зима уже не вернулась до следующего года.
В День Катыша (5 марта) обычно в последний раз катались с горок: «Зима на исходе, так успей на санках покататься». А кто дальше всех укатится, тот счастье свое продлит. Пекли круглые колобки-катыши на коровьем масле, которые назывались кокурками. В день Катыша старались не смотреть на небо чтобы ненароком не увидеть падающую звезду. Такую звезду называли маньяком и примета это была очень плохая.
Тимофея (6 марта) называют Весновей, так как уже начинают дуть теплые ветры: «Весновей веет и старого греет». Старики перебирались с печи на завалинку. Если день выдавался погожим – такой же должна была быть и вся весна. После этого дня начинали собирать березовый сок, так как в день Тимофея Весновея начинается сокодвижение в кленах и березах.
Считается, что именно на Маврикия (7 марта) прилетают домой грачи, скворцы и ласточки. Если птицы прилетели раньше положенного дня – это к скорой весне: «Ранние ласточки – к счастливому году». На Маврикия на будущие пашни и грядки завозили навоз. Но навоз нельзя было запахивать в землю ни в полнолуние, ни в новолуние, чтобы не выросла сорная трава. Лучшим временем считалась последняя четверть луны. На стол на Маврикия подавали «черную уху» – суп, для которого мясо варилось в огуречном рассоле с добавлением разных пряностей и кореньев.
В Поликарпов день (8 марта) незамужние девушки грустили и прибирали свои платья, ведь если свадьбу не сыграли до масленой недели, то дальше ждали уже конца весны. Впрочем, проводить обряды для привлечения женихов продолжали: девушки, смотря на молодой месяц, вертелись на правой пятке, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя» или незаметно от всех вметали сор с улицы в избу, шепча при этом: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров. Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
Иванов день (9 марта) – День обретения главы Иоанна Предтечи и, совершенно логично, что Иоанну молились об избавлении от головной боли. Также у него просили о здоровье детей, о защите посевов, о плодородии. Считается, что с этого дня птицы начинают строить гнезда, и в этот день было принято поправлять старые скворечники и вывешивать новые. В этот день не стирали белье, чтобы птицы не испугались и не улетели обратно. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодным, если в Иванов день запоет синица – это к теплу.
Начало марта – всегда самое простудное время. Тарас Бессонный (10 марта) считался помощником борьбе с лихорадкой, которую представляли неким демоническим существом, ведь лихорадка вгоняет человека в сон, а затем входит в его тело. Конечно, в этот день не спали до захода солнца. От лихорадки лечились соком осиновой коры, соскобленной с дерева непременно снизу вверх.