Главная Калейдоскоп «Титан» закончил как «Титаник»

«Титан» закончил как «Титаник»

В середине июня батискаф «Титан» с экипажем из пяти человек на борту отправился в экспедицию на дно Атлантического океана к месту, где затонуло легендарное судно «Титаник». Спустя несколько часов после погружения судно пропало с радаров и перестало выходить на связь. Тогда военные нескольких стран начали спасательную операцию, у которой изначально практически не было шансов на успех. Обломки «Титана» обнаружили через несколько дней на дне океана, сообщает американская газета New York Times.

Фото: pxhere.com

 

Знаменитый круизный лайнер «Титаник», направлявшийся из Великобритании в США, затонул 15 апреля 1912 года. Его обломки ученым удалось обнаружить лишь в 1985 году, примерно в 700 км от Ньюфаундленда на глубине около 3,8 тыс. метров. В первые годы после находки интерес к затонувшему лайнеру был колоссальным, туда регулярно спускались подводные аппараты с учеными на борту. Шло время, интерес к легендарному судну падал, и количество действующих аппаратов, способных опускаться на такую глубину, к 2022 году сократилось до одного.

Батискаф назывался «Титан» и принадлежал американской компании OceanGate Expeditions, занимающейся организацией глубоководных экскурсий. Аппарат преподносился как новаторское глубоководное устройство, при помощи которого можно собственными глазами увидеть останки затонувшего «Титаника».

Глубоководный аппарат цилиндрической формы, длина которого составляет 6,7 метра, ширина – 2,8 метра, а высота – 2,5 метра, был рассчитан на нагрузку до 685 килограммов. При этом его нельзя было назвать полноценной подводной лодкой, как минимум потому, что «Титан» управлялся при помощи контроллера Logitech Bluetooth, стоимостью всего 30 долларов. Изначально он был разработан для видеоигр, а затем оптимизирован для работы с батискафом. Также на борту отсутствовала навигация. За нее отвечало вспомогательное судно.

Еще один недостаток конструкции «Титана» заключался в невозможности держать нормальную связь с внешним миром. Предусматривалось общение только со вспомогательным судном, причем в текстовом формате. При этом скорость передачи сообщений была крайне медленной и сопровождалась частыми неполадками.

Внутреннее пространство батискафа можно сравнить с салоном минивэна без сидений. Там могло поместиться до пяти человек. Им приходилось сидеть на полу, опираясь спинами на округлые стенки корпуса. Летом 2022 года основатель и генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, демонстрируя почти готовое судно, говорил, что это «единственная субмарина с пятью пассажирами, способная погрузиться на глубину, которая составляет половину глубины океана». Однако это утверждение смело можно назвать спорным, ведь на практике оно не подтверждалось. К сожалению, OceanGate только постфактум признало свою ошибку.

Поскольку «Титан» работал в международных водах, на него не распространялись никакие правила безопасности, а само судно не было сертифицировано как мореходное. Все пассажиры, которые поднимались на борт «Титана», подписывали отказ, подтверждающий их осведомленность о том, что это «экспериментальное» судно, «которое не было одобрено или сертифицировано каким-либо регулирующим органом и может привести к физическим травмам, инвалидности, эмоциональной травме или смерти».

Несмотря на риски, «Титан» уже несколько раз погружался на дно Северной Атлантики в исследовательских и туристических целях. Бывшие пассажиры рассказывали, с какими проблемами сталкивались во время погружения. Например, после задраивания люка в салоне быстро становилось невыносимо жарко, а после ухода под воду наступал холод. Это было особенно неприятно из-за того, что внутри батискафа по требованиям техники безопасности нельзя было находиться в обуви. К тому же на «Титане» отсутствовали окна. Был только один небольшой иллюминатор диаметром около 50 сантиметров, через который тяжело было что-то рассмотреть.

Команда батискафа проводила в нем около десяти часов после погружения. С собой у них не было ни воды, ни еды. Перед погружением за несколько дней до экспедиции им рекомендовалось соблюдать особую диету, поскольку на борту не было туалета. Однако на всякий случай на батискафе была предусмотрена небольшая санитарная зона и сосуд, напоминающий бутылку.

Под водой «Титан» удерживался балластом. В штатной ситуации после осмотра «Титаника» команда должна была отпустить грузы, что привело бы к всплытию аппарата на поверхность. Однако даже после этого экипаж не способен был самостоятельно выбраться, поскольку люк открывался только снаружи. В общем, у «Титана» были явные недостатки и недоработки, но это не остановило любителей острых ощущений от экстремального погружения.

18 июня «Титан» отправился на экскурсию к затонувшему «Титанику». На борту находилось пять человек: основатель компании-оператора OceanGate Expeditions Стоктон Раш, французский акванавт и исследователь «Титаника» Поль-Анри Наржоле, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын по имени Сулейман. Каждый из них заплатил по 250 тыс. долларов, чтобы попасть на дно океана.

Примерно через 1 час и 45 минут после погружения, в 11:47 по местному времени, связь с батискафом прервалась. По расчетам специалистов, за это время «Титан» погрузился на 2-3 километра. Одни эксперты считали, что судно пропало с радаров из-за выхода электроники из строя, другие предполагали, что «Титан» попал в сильное подводное течение, и его унесло. По версии третьих, на судне произошла разгерметизация из-за ошибки при проектировании или строительстве аппарата.

Вскоре после исчезновения «Титана» начались поисково-спасательные работы. Над местом затопления «Титаника» находилась флотилия не менее чем из десяти кораблей, двух подводных лодок-роботов и нескольких самолетов. Они должны были обнаружить, где находится судно и попробовать спасти его пассажиров.

При этом многие международные эксперты отмечали, что спасти подводных туристов никак не получится, если только «Титан» сам не всплывет на поверхность. Дело в том, что человечество еще не создало аппараты, способные проводить спасательные операции на такой глубине, по крайней мере в деле их никогда не проверяли. В данный момент опробованы технологии спасения людей с подводных лодок, которые находятся не глубже 1 километра под водой. И даже такие спасательные операции далеко не всегда хорошо заканчивались. Так что помочь пассажирам «Титана» изначально было невозможно.

Ситуация осложнялась тем, что внутри судна быстро заканчивался воздух. Контр-адмирал Береговой охраны США Джон Могер отмечал, что в лучшем случае его могло хватить на 20 часов. Несмотря на это утверждение, спасательная операция разворачивалась на протяжении еще двух дней, однако найти «Титан» так и не удалось.

22 июня береговая охрана США заявила, что с помощью подводного дистанционно управляемого аппарата были обнаружены обломки батискафа «Титан». Они находились на дне неподалеку от самого «Титаника». Проанализировав их, специалисты пришли к выводу, что на судне произошло мгновенное крушение – взрыв из-за чрезмерного давления воды. Корпус батискафа разрушился за несколько секунд.

Профессор Международного университета Флориды Эйлин Марти пояснила, что взрыв происходит со скоростью примерно в 2500 км/ч. «Человеческому мозгу требуется больше времени, чтобы просто осознать, что что-то происходит. Так что все взорвалось еще до того, как люди внутри поняли, что возникла проблема, – заявила эксперт. – В конечном счете среди множества вариантов, как мы можем умереть, этот самый безболезненный».

Компания OceanGate официально признала всех пятерых человек, находившихся на борту судна, погибшими. Экспедицию объявили провальной, а компания OceanGate понесла катастрофические репутационные потери. Участники же экспедиции добровольно пошли на риск, чтобы увидеть «Титаник», а в итоге повторили судьбу его пассажиров.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Власть
17 мая Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко (17.05)
Новости Ленинградской области
17 мая Выходные в Ленобласти – на стадионе и в бассейне
Новости Ленинградской области
17 мая Спорту все возрасты покорны
17 мая Ленобласть завершает отопительный сезон
Новости Ленинградской области
17 мая Корюшка, приди!
Ленинградская область: культурные события
17 мая Спектакль под землей
Новости Ленинградской области
17 мая Страна людьми славится!
Новости Ленинградской области
17 мая НАЦПРОЕКТЫ: Ленобласть ускоряет дорожные ремонты
Новости Ленинградской области
17 мая НАЦПРОЕКТЫ: по новой дороге – в Коробицыно
Новости Ленинградской области
17 мая НАЦПРОЕКТЫ: Ленобласть повышает надежность водоснабжения
Новости Ленинградской области
17 мая Волонтеры на страже безопасности
Новости Ленинградской области
17 мая Будущее – в твоих руках!
Здоровье
17 мая «Переведите деньги на лечение. Завтра будет поздно!»
Туризм Ленинградской области
17 мая Регион крепостей
Здоровье
17 мая «Чтоб ни пил, ни курил и цветы всегда дарил…»
Криминальные вести
17 мая Полиция прикрыла «нарколавочку» банды с участием жителя Мурино
Криминальные вести
17 мая В Выборге нетрезвый водитель без прав стал виновником смерти 50-летнего пешехода
Криминальные вести
17 мая Жителя Островков подозревают в убийстве знакомого
^