Главная Люди и судьбы Мечущиеся полководцы

Мечущиеся полководцы

ШВАРЦЕНБЕРГ И ЙОРК ПРЕДАННО СЛУЖИЛИ НАПОЛЕОНУ, НО ИЗМЕНИЛИ ЕМУ, КАК ТОЛЬКО УДАЧА ОТ НЕГО ОТВЕРНУЛАСЬ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Не самая известная страница Отечественной войны 1812 года: помимо «Великой армии» Наполеона, во вторжении в Россию участвовали австрийские и прусские войска — бывшие союзники России. Как отмечает историк Андрей Михайлов, Наполеон заставлял побежденных участвовать в его походах, такова была обычная практика. Австрийский корпус Шварценберга наступал из Галиции на Белоруссию, прусский корпус Йорка — на Ригу. Оба действовали не слишком активно и без особых успехов. А когда удача стала отворачиваться от французского императора, оба сразу же предали его и последующие годы участвовали в битвах против Наполеона.

«НЕ СЛИШКОМ УСЕРДСТВУЯ»

В реалиях Второй мировой войны подобное поведение полководцев представить себе просто невозможно. А тогда, в начале XIX века, переходы с одной стороны на другую считались чем-то вполне естественным, и никто не считал ни Карла Филиппа Шварценберга, ни Иоганна Давида Людвига Йорка фон Вартенбурга изменниками Наполеону или коллаборационистами.

Согласно заключенному 14 марта 1812 года соглашению об альянсе, Австрия предоставляла Великой армии Франции для будущей войны против России вспомогательный корпус численностью порядка 30 тысяч человек. По личному желанию Наполеона командование им было возложено на Шварценберга.

В июле 1812 года войска Шварценберга находились на южном крыле армии Наполеона в районе Бреста. В ходе кампании действия Шварценберга отличались большой осторожностью, поэтому ему удалось избежать крупных столкновений с русскими войсками.

Историк Александр Королев называется австрийцев «ленивыми союзниками Наполеона». По его словам, среди вольных или невольных союзников Наполеона, участвовавших в походе 1812 года, австрийцы оказались наименее надежными.

«Сражались они добросовестно, но без огонька. И вообще по части побед репутация у них была неважной, - отмечает Александр Королев. - После в целом успешной для франко-австро-саксонских войск битве при Городечно и практически до конца кампании, австрийский корпус не проявлял особого рвения к боевым подвигам, что можно объяснить, как соответствующими инструкциями из Вены, в которых Шварценбергу рекомендовалось «не слишком усердствовать», так и огромными пространствами тетра военных действий».

В сентябре 1812 года Шварценберг начал постепенно отступать за Буг. Польско-русский публицист Осип Пржецлавский отмечал: «Германский контингент Наполеона действовал, правильнее бездействовал, с предвзятым намерением. Слышно даже было, что отряды эти встречались на большой дороге с русскими войсками, и оба войска расходились каждое в свою сторону без выстрела. Часто также австрийцы и пруссаки ходили, без видимой надобности, взад и вперед, возвращаясь на оставленные ими пункты, как бы только для того, чтобы выиграть время…».

В конце года корпус Шварценберга преследовали русские войска под командованием генерал-адъютанта Васильчикова, который вступил с ним в переговоры и добился от Шварценберга согласия отступить из пределов России. Как отмечают историки, корпусу Шварценберга удалось достаточно благополучно покинуть пределы России, причем потери были минимальными по сравнению с другими соединения «Великой армии».

Затем к Шварценбергу прибыл посланец Кутузова, договорившийся о перемирии на неопределенное время. А еще через некоторое время по повелению австрийского императора, который вел тайные переговоры с Россией, Шварценберг отвел свой корпус в пределы Австрийской империи, в Галицию.

Летом 1813 года он возглавил союзную армию против Наполеона. В «битве народов» под Лейпцигом в октябре 1812 года Шварценберг командовал войсками на южном фланге. Большая часть объединённых союзных войск ранее входила в состав его армии, а сам князь формально считался главнокомандующим. Как известно, в этом сражении Наполеон потерпел сокрушительное поражение.

После битвы Шварценберг, еще год назад сражавшийся против русской армии, был награжден российским орденом Святого Георгия 1-го класса «за поражение Наполеона в трех дневном бою под Лейпцигом 4-го, 6-го и 7-го октября 1813 года».

РИЖСКОЕ ПОЖАРИЩЕ

Прусские союзники Наполеона тоже не особенно оправдали его ожиданий. В соответствии с союзным договором с Наполеоном для войны с Россией Пруссия мобилизовала 21 тысячу человек и свела их в 27-ю пехотную дивизию, предназначенную первоначально для обороны страны. Королевским указом от 6 июня 1812 года дивизия вошла в состав корпуса французского маршала Макдональда и сосредоточилась в Кенигсберге.

Возглавил дивизию, затем ставшую корпусом, генерал-лейтенант Йорк, заменив генерала Граверта, настроенного против французов. И в этом качестве Йорк участвовал в походе против России, действуя на Рижском направлении.

Вообще, говоря о событиях 1812 года, историки иногда упускают из вида, что Прибалтика в планах Наполеона имела стратегическое значение. Французы планировали использовать Курляндию в качестве одного из направлений наступления. Предполагалось восстановить великое герцогство Курляндское по всей правой стороне Западной Двины (Даугавы). Для достижения этих целей Наполеон необходимо было взять Ригу.

Кроме того, Рига оставалась последним крупным портом, через который Великобритания еще могла получать практически круглогодично необходимые ей товары. Именно по этой причине оборону Риги с моря осуществляла английская эскадра.

Рига была объявлена на военном положении. Для того чтобы выдержать осаду, жителям приказали запастись провиантом на четыре месяца. Всем, кто хотел, предоставили право выехать из города.

Русские войска в Риге возглавлял генерал-лейтенант Эссен. Город был взят в осаду, но из-за недостатка сил установить полную блокаду пруссакам не удалось. Русский гарнизон ожидал бомбардировки и штурма, поэтому было решено поджечь Митавский форшдадт, а затем Московский и Петербургский фортштадты. Речь о ближайших пригородных поселениях, находящихся за пределами города или крепости.

Однако вспыхнули и пригороды Риги, мародеры стали растаскивать имущество жителей. Как отмечают историки, без крова и имущества остались тысячи людей. Рижане слали проклятья Эссену, который, руководствуясь паническими слухами, сжег едва ли не половину Риги. По официальным данным, погибло четыре человека, сгорела масса разнообразного имущества, пожаром были уничтожены 5 церквей, 35 казенных зданий, 702 жилых дома, 36 магазинов и множество складов.

Эссен пытался объяснить свои действия: «По военным законам, форштадты Риги, как препятствующие защите, не могли быть оставлены в целости… Я медлил из участия к несчастным, которые должны были принести для общего блага столь тяжелые жертвы; медлил, насколько это было согласно с долгом, который я обязан был свято исполнить пред государем, отечеством, жителями города и моей личной совестью».

Возникла даже легенда, что Эссен тяжело переживал свою торопливость и застрелился в первую годовщину пожара. На самом деле, он действительно погиб в указанное время, но совсем по другой причине: утонул во время лечения на Балдонских серных водах близ Риги…

Парадокс в том, что наступления на Ригу наполеоновские войска так и не предприняли, поскольку у Макдональда не было необходимой осадной артиллерии. Только в начале сентября он получил 130 пушек для осады Риги, но Наполеон прислал приказ выжидать, поскольку полагал, что вот-вот подпишет с Россией мир. Тогда бы и Рига ему сдалась без каких-либо боевых действий… Но, как известно, этого не случилось.

УДАР В СПИНУ

Во время отступления из пределов России Йорк командовал арьергардом войск Макдональда, был отрезан и окружен русскими войсками. Полагая, что наступило время дистанцироваться от Наполеона, Йорк на свой страх и риск 18 декабря 1812 года заключил с генералом Дибичем конвенцию. В историю она вошла как «Таурогенская» - по городу Таугорен, ныне литовскому Таураге к юго-востоку от Клайпеды.

Согласно конвенции, прусский корпус объявлялся нейтральным и «более не препятствовал проведению операций русской армии». В случае денонсации королем конвенции, «прусские войска могли отступить за французские линии, но не имели права обращать своё оружие против русских в течение двух месяцев». Историки отмечают, что русские согласились на подобные условия потому, что на капитуляцию Йорк не соглашался ни при каких обстоятельствах.

Французы однозначно воспринимали действия Йорка как предательство и удар в спину. Маршал Макдональд, хранивший верность Наполеону, оказался в весьма затруднительном положении: из 35 тысяч воинов он утратил более 20 тысяч. В его распоряжении теперь оказалась только одна дивизия Шарль Луи Гранжана. Макдональд спешно оставил место своей дислокации и ускоренным маршем движется к Кёнигсбергу, куда уже подошёл маршал Мюрат со своей гвардией.

Между тем в Берлине, который тогда был столицей Пруссии, в то время находился шеститысячный французский гарнизон. Получив известие о Таурогенском соглашении, прусский король Фридрих Вильгельм III послал генерала Гатцфельда в Париж с официальными извинениями.

Наполеон, узнав об измене Йорка, приказал прусскому королю Фридрих-Вильгельму III арестовать его и доставить его в Париж для «справедливого суда». Тот выполнил приказание Наполеона, приказал арестовать Йорка и послал к нему ротмистра фон Шаха прямиком к Йорку с поручением передать «тайное предписание на словах». По некоторым данным, Шах предложил Йорку бежать к русским, поскольку король никогда не пойдет на союз с Россией, а Наполеон не простит предательства.

Король публично заявил о денонсации конвенции и направил Наполеону заверение о неизменной лояльности. Однако прусское общество не хотело оставаться «под Наполеоном», и король был вынужден начать тайные переговоры с Россией и Австрией.

Последующие события все изменили. Генерал Дибич отказался пропустить посланцев короля через свои войска, и после перехода Пруссии на сторону союзников с Йорка были сняты все обвинения, а его корпус стал основой новой прусской армии. В дальнейшем Йорк принимали активное участие в военных действиях 1813—1814 годов против французов. В 1821 году король пожаловал ему высший воинский чин генерал-фельдмаршала.

«БЕССТРАШНОМУ И ВЕРНОМУ СЛУГЕ…»

Кстати, если быть абсолютно точными, то конвенция была подписана на Пошерунской мельнице. Краеведы из города Советска (бывшего восточно-прусского Тильзита) выяснили, что в 1912 году, к столетию тех событий, близ мельницы даже установили памятный знак. Деньги на него выделил правнук генерала Йорка, проект выполнил строительных работ Вешталь из Тильзита. Белый камень был доставлен поездом из Силезии.

Строительство памятника начали в мае 1912 года, открыт он был 30 декабря того же года, года столетнюю годовщину подписания конвенции. После торжественного открытия памятника для многочисленных гостей было дано угощение в Таурагском имении, а затем празднование переместилось в Тильзит и закончилось после полуночи в местном театре.

Надписи на памятнике были сделаны на русском и на немецком языках. Одна из них гласила: «Бесстрашному и верному слуге его королевского величества, чье благородное поведение было причиной возвышения и освобождения Пруссии. Правнук». Еще одна: «Так Божьей волей наше освобождение началось и кончилось. Йорк, 29 декабря 1812 года».

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
06 мая НЛО над Ленобластью
Новости Ленинградской области
06 мая Пасхальный «тюленепад»
Новости Ленинградской области
06 мая Новая экотропа во Всеволожском районе
Калейдоскоп
06 мая «Монстры» в стене…
Калейдоскоп
06 мая Проклятый корабль нашли спустя 115 лет
03 мая 5 мая — Пасха – Светлое Христово Воскресение
В муниципалитетах
03 мая Пришел Первомай – ворота открывай!
Новости Ленинградской области
03 мая Быстрым бегом к быстрым шахматам: Ленобласть посвятит выходные спорту
Новости Ленинградской области
03 мая В Ленобласти стартовала акция «Страна героев»
Новости Ленинградской области
03 мая Ленобласть избавляется от долгостроев
Новости Ленинградской области
03 мая Нацпроект помогает бизнесу
Новости Ленинградской области
03 мая Страна людьми славится!
03 мая 5 мая – День городов воинской славы
Власть
03 мая Сергей Тищенков: «Первомайцы показали, что хотят жить в красивом мире»
Власть
03 мая Дмитрий Майоров: «Новодевяткинцы не подвели в грамотности»
Власть
03 мая Татьяна Толстова: «В Ленобласти зарегистрировано более 20 тысяч многодетных семей»
Криминальные вести
03 мая В Новом Девяткино хамоватые подростки подрались с мужчиной
Криминальные вести
03 мая Автобус с 50 рабочими вылетел в кювет под Кингисеппом
^