Ее называли «великой соблазнительницей», «последней королевской фавориткой», «искусной блудницей», «величайшей развратницей Франции»… И даже современные литературные произведения, посвященные ей, тоже имеют весьма характерные названия и подзаголовки: «Цена красоты», «Скандальное имя», «Хозяйка Версаля», «Почти королева»… И все это – про графиню Жанну Дюбарри, которая, несмотря на свое происхождение из низших слоев общества, стала возлюбленной короля Людовика XV. И кончила свою жизнь на гильотине…
МИРИАДЫ ЛЮБОВНИКОВ
«Историю девушки из простонародья, поднявшейся до всесильной фаворитки предпоследнего короля Франции Людовика ХV можно сравнить только с судьбой цирковой наездницы Феодоры, ставшей женой императора Юстиниана, – отмечает современная писательница Наталия Сотникова. – Но по приговору того же народа графиня Дюбарри, женщина уже немолодая и вроде бы далекая от политики, была казнена»…
Мари Жанна Бекю, будучи незаконнорожденным ребенком, воспитывалась в монастыре Сент-Оре, где ее обучили чтению, письму, рисованию, музыке, географии и астрономии. Как отмечают историки, как ни покажется странным, но именно пребывание в монастыре сформировало многие черты характера будущей фаворитки. В первую очередь оно привило ей искреннюю приверженность к религии.
«Особы легкого поведения, наделенные большой набожностью, в ту эпоху были не таким уж редким явлением, – поясняет Наталия Сотникова. – Вера в Бога тогда являла собой неотъемлемую составляющую человеческого бытия, и по историческим свидетельствам известно, как самые разные женщины нередко истово молились перед совершением плотского греха, уповая на его отпущение.
Во всех поместьях мадам Дюбарри по ее распоряжению непременно воздвигалась часовня, и почти каждое утро графиня посещала службу. Ее религиозность не была показной, она проявлялась через бесчисленные акты благотворительности, совершаемые ею в отношении нуждавшихся и преследуемых. Религия научила ее смирению, покорности воле Божией, и никогда, даже на самой вершине своего успеха, Жанна не проявляла и тени высокомерия».
А после монастыря Жанна перенеслась в Париж, где некоторое время работала модисткой, привлекая своей красотой и непринужденностью всеобщее мужское внимание. В том самом ателье ее и приметил известный в Париже интриган и сводник граф Жан Дюбарри, которого маршал Ришелье называл «поставщиком удовольствий».
Граф договорился с матерью Жанны о сожительстве с девушкой и полном содержании обеих. Он называл ее «ангелом», но задания ей поручал отнюдь не ангельские: расплачивался ее услугами за свои карточные долги, а иногда подсылал Жанну к знатным вельможам за определенную помощь с их стороны. Вскоре она стала известна на весь Париж…
«Ее плоть была предрасположена к потворству, и Жанна прославилась количеством любовников, – отмечает в своей книге «Почти королева» известный французский писатель ХХ века Паскаль Лене. – Она выбирала их ради удовольствия, исходя из пышности их экипажей. Ради обладанию ею слуга и господин иногда становились соперниками, но и тут и другой непременно получали награду… Она была умна, остроумна, а главное – лишена всякой злобы. Если к этим качествам добавить сладострастную красоту и мириады любовников, перед вашими глазами окажутся две составляющие скандала».
БЕЗ СТРАХА ПЕРЕД КОРОЛЕМ
Слух о необычайно красавице дошел до Людовика XV (его официальное прозвище – «Возлюбленный»). Того самого короля, который, еще будучи младенцем, оказался на руках Петра I, когда тот совершил свою знаменитую поездку во Францию в 1717 году. По легенде, русский государь поднял на руки малолетнего французского короля и произнес: «В моих руках – вся Франция». Впоследствии именно этот сюжет стал источником для создания памятника «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» работы Леопольда Бернштама, установленного в 1902 году в Петергофе.
Кстати, после визита Петра во Францию возник даже «прожект» о браке между королем и цесаревной Елизаветой – будущей русской императрицей Елизаветой Петровной. Увы, он не удался…
Король Людовик XV отличался особым пристрастием к дамскому обществу. Помимо жены и фаворитки, маркизы Помпадур, он держал настоящий «гарем» любовниц, которые жили в поместье «Олений парк».
После ухода из жизни маркизы Помпадур, которая девятнадцать лет была его официальной фавориткой, король пребывал в печали. Поэтому известие о сладострастной парижской барышне, полученное королевским камердинером, оказалось как нельзя кстати. Тот решил воспользоваться услугами графа Дюбарри. После встречи с Жанной уже буквально на следующий день она получила приглашение в покои короля.
По легенде, после страстной ночи, проведенной с Жанной, Людовик XV признался Ришелье: «Это единственная женщина во Франции, которой удалось заставить меня забыть свой возраст и свои беды. Она научила меня таким вещам, о которых я даже и не подозревал».
Французский писатель и историк Ги Бретон отмечал: «Предыдущие его любовницы не могли избавиться от смущения – их подавлял страх перед королем. Жанна же действовала как подлинная девица легкого поведения и позволяла себе всевозможные дерзости».
С тех пор король старался по возможности не расставаться с Жанной. Он распорядился, чтобы ей выделили во дворце покои по соседству со своими, осыпал ее дорогими подарками, назначил ежемесячное содержание. А как только узнал о низком происхождении возлюбленной, то выдал ее замуж за брата Жана Дюбарри – Гийома. Брак был фиктивным: Гийому выдали крупную сумму денег и незамедлительно отправили в провинцию.
Придворная знать негодовала. Ей не нравилось происхождение новой возлюбленной короля, ее далеко не изысканная манера поведения… Жанна оказывала на короля самое серьезное влияние: говорили, что она фактически смещала и назначала министров, причем принимала их в ночной сорочке у себя в спальне…
Жанна разительно отличалась от многочисленных знатных красавиц: она пленяла своей натуральной, естественной, подлинной красотой. Наносила минимум макияжа, волосы укладывала в несложную прическу в виде раскиданных по плечам в художественном беспорядке локонов, намеренно облачалась в платья из легких полупрозрачных тканей светлых тонов.
Чтобы прекратить дворцовые сплетни, Людовик XV в 1769 году официально представил свою любовницу ко двору. Это только усилило всеобщую зависть к ней, но удалить ее от трона было уже невозможно. Король доверял ей как самому себе.
Однако в мае 1774 года Людовик XV скончался. На престол взошел его внук Людовик XVI. Супруга нового короля, Мария-Анутанетта, ненавидела графиню Дюбарри и добилась ее изгнания из Парижа. Правда, уже через год Людовик XVI вернул фаворитку из ссылки, разрешив ей жить в собственном поместье – но только при условии, что она на пушечный выстрел не будет приближаться к Версалю.
Ее любовником стал Луи Эркюль Тимолено де Коссе-Бриссак, 8-й герцог де Бриссак, вновь приблизивший Жанну к кругу придворной элиты.
ПУТЬ НА ГИЛЬОТИНУ
Однако впереди была Великая Французская революция. Жанна Дюбарри сделала свой выбор: стала покровительницей роялистов.
Герцог де Бриссак, в первые революционные годы являвшийся командующим конституционной гвардией, в 1792 году был отрешен Национальным Собранием от этой должности и обвинен в государственной измене. Был казнен, и разъяренная толпа принесла его отрубленную голову в дом графини Дюбарри…
В январе 1793 года обезглавили Людовика XVI, в октябре – его жену Марию-Антуанетту. Революционер Жан-Поль Марат в своей работе «Друг народа» заклеймил Жанну Дюбарри следующими словами: «У Национального Собрания за год была едва ли треть тех денег, что старый распутник Людовик XV потратил на свою последнюю и самую дорогую шлюху».
Вообще, Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима». Чернь особенно невзлюбила фаворитку короля за ее расточительный образ жизни.
Но самое главное – ее обвинили в помощи врагам революции. Официально ей инкриминировали организацию заговора против Французской республики и оказание помощи в поставках оружия противнику на территории страны: якобы она передавала монархистам значительные денежные суммы во время действительно имевших место поездок в Англию. На суде прокурор Фукье-Тинвилль назвал мадам дю Барри Мессалиной, сравнив ее таким образом с женой римского императора Клавдия, имя которой приобрело переносное значение из-за ее любовных похождений. А также преступницей, заговорщицей против свободы и суверенитета народа…
8 декабря 1793 года Жанна была гильотинирована. Всю дорогу к гильотине графиня просила прощения у парижан, на эшафот ее пришлось нести на руках. Последней фразой фаворитки было: «Еще минутку, господин палач!». Будто бы эти слова она повторила бесчисленное количество раз перед смертью.
Эпизод казни Дюбарри вошел в рассказ Александра Дюма «Женщина с бархоткой на шее». Персонаж литературного произведения, Гофман, как будто бы наблюдал ее путь к гильотине…
«Бедняжка Дюбарри держалась прямо, судорожно ухватившись за передок повозки; ее темно-русые волосы – венец ее красоты – были срезаны на затылке, но длинные, мокрые от пота пряди ниспадали у нее с висков; прекрасная, с огромными глазами, перебегающими с предмета на предмет, с маленьким ротиком – слишком маленьким для тех страшных криков, которые она испускала, – несчастная женщина время от времени конвульсивно встряхивала головой, чтобы отбросить волосы, закрывавшие ей лицо…
Гофману казалось, что сердце остановилось у него в груди; он пустился бежать за повозкой вместе со всеми – еще одна тень присоединилась к этой процессии призраков, составлявших последний эскорт королевской фаворитки.
Госпожа Дюбарри увидела его и снова закричала:
– Пощадите! Пощадите! Я отдам нации все мое состояние! Сударь, спасите меня!..»
Палач Шарль-Анри Сансон, прозванный Великим Сансоном, был бывшим любовником мамам Дюбарри. Он пребывал в некоторой растерянности, но тем не менее, свою работу выполнил беспрекословно. Рука его не дрогнула.
МНИМЫЕ МЕМУАРЫ
Известный французский историк Ги Шоссинан-Ногаре отмечал: «Дю Барри стала последней королевской фавориткой, и когда голова скатилась с ее плеч, то показалось, что угасла последняя искра прежней, закончившейся навсегда эпохи. Она была самой непопулярной из королевских фавориток. Парадоксально, что ее попрекали именно профессионализмом, который как раз и даровал ей эту должность»…
Со временем личность мадам Дюбарри обрастала домыслами и мифами. Были даже опубликованы якобы ее мемуары, которые на поверку оказались фальшивкой: выяснилось, что они принадлежали перу французского писателя Этьен-Леона де Ламот-Лангона, известного мемуарами-мистификациями, написанными им от имени разных исторических лиц – герцога де Ришелье, Людовика XVIII, Наполеона Бонапарта…
В 1879 году была поставлена оперетта Карла Миллекера «Дюбарри».Она показывала эпизоды ее придворной карьеры – от модистки до графини. В ХХ веке оперетта была даже несколько раз экранизирована. Первый художественный фильм, посвященный героине нашего повествования, был снят известным немецким режиссером Эрнстом Любичем в 1919 году.
В советской версии Великой Французской революции ей была отведена весьма неблаговидная роль. Галина Серебрякова в своей книге «Женщины эпохи Французской революции» назвала Жанну Дюбарии «жадной, распутной и бездушной проституткой из кабачка».
«Ныне же постепенно укрепляется убеждение историков в том, что современники отнеслись к ней слишком пренебрежительно, не уделили должного внимания ее судьбе, не оценили всю глубину драмы дочери народа, вознесшейся до положения королевы и отправленной на эшафот этим же самым народом, – отмечает писательница Наталия Сотникова. – Чем дальше уходит от нас день ее казни в промозглых декабрьских сумерках 1793 года, тем все больше создается книг о мадам Дюбарри, повествующих о женщине, которой в течение всей жизни приходилось не раз расплачиваться за редкую красоту, дарованную ей».