Главная Истории любви «Вышиваю и считаю дни. Твоя любящая Соня»

«Вышиваю и считаю дни. Твоя любящая Соня»

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА БЫЛА СВОЕГО РОДА «БРАКОМ НА РАССТОЯНИИ»

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

В марте 1904 года в иркутской церкви Святого Харлампия состоялось таинство венчания: благословение на брак получили блестящий морской офицер и весьма напористая барышня, далекая от романтических мечтаний. Офицера звали Александр Колчак, барышню – Софья Омирова… Дальнейшая история в общих чертах известна по кинофильму «Адмирал»: Колчак изменит своей жене, у него будет роман с Анной Тимиревой, которая будет сопровождать его до последних дней, а потом «заплатит» за эту любовь годами лагерей и ссылок…

«Я НЕ БЛИСТАЛА КРАСОТОЙ»

Софья Омирова была барышней непростой. Впоследствии она писала о себе, сравнивая себя с сестрами: «Я не блистала красотой. Мама, держа меня на коленях, смотрела на меня и думала: «Бедная моя девочка, какая она некрасивая, какой у нее большой нос, но, может быть, будет добрая»». И еще одна цитата из ее воспоминаний: «Вера, самая умная из нас, помешалась в 20 лет, а я пошла в папашину родню, страдавшую черной меланхолией»...

С юных лет она не прекращала попыток свести счеты с жизнью из-за неудачных любовных романов. В 1892 году ее, в ту пору воспитанницу Александровского института, врачи еле спасли после того, как она выпила пузырек опиума.

«…В годовщину Вариной смерти я отравилась, выпив пузырек опиума, полученный от фельдшера Экспедиции заготовления государственных бумаг, как племянница управляющего, против зубной боли. Степан Николаевич Коптяев дал его мне со словами: «Будьте осторожны, много класть на зуб нельзя, можно отравиться». А мне только этого и надо было. В 16 лет я видела только это выход из сложившегося положения», - вспоминала Софья Федоровна.

Потом она без памяти влюбилась и уже считала женихом своего двоюродного брата Николая Филиппова (Никошу), слушателя Николаевской морской академии, но отступилась, когда тот заявил, что не может на ней жениться из-за близкого родства… Ассистент профессора химии Александр Богоявленский однажды предложил ей поехать вместе с ним на реку Печору. Софья ответила ему: «С Вами да на край света». Однако этого не случилось.

В 1900 году она пыталась застрелить себя. Врачи спасли ее, быстро поставили на ноги, и уже через месяц уехала за границу. Вернувшись в Петербург, снова влюбилась. На сей раз ее избранником стал инженер-путеец Освальд Андреевич Парланд – «Озенька», как она его звала, племянник архитектора. Они вместе катались на коньках в Юсуповском саду, были на пикнике в Юкках. Но «Озенька» так и не сделал ей предложения…

В начале 1903 года Софья познакомилась с блестящим морским офицером Александром Колчаком, про полярные исследования которого уже сообщалось в печати. По счастливому стечению обстоятельств, Колчак был однокашником двоюродного брата Софьи – Дмитрия Дмитриевича Филиппова.

Барышня очаровала Колчака, который уже имел опыт сердечных разочарований. Спустя несколько дней он прислал Софье корзину ландышей, принес коробку конфет, в Гостином дворе купил ей большой золотой крест с цепочкой и кольцо с изумрудом и бриллиантами…

Правда, кузен отговаривал Софью: «Я вижу, тебе нравится Колчак, а он тебя на первую попавшуюся цыганку променяет. Тетя Аля говорила, что Колчак собирался жениться на наезднице Нелли, но отец приехал в 10-ю роту и отговорил его».

Вскоре Колчак отправился на север, чтобы набрать участников экспедиции по спасению пропавшего в Арктике барона Толля. Вернувшись в Петербург, засиживался у Софьи до двух часов ночи, но относился к ней, по ее воспоминаниям, «по-рыцарски почтительно». Вручил ей тысячу рублей на расходы в предстоящей поездке по Европе.

«ТВОЯ, ВСЕМ СЕРДЦЕМ»

В конце января 1903 года Колчак отправился в экспедицию в Сибирь, а Софья в начале весны – в Италию, на остров Капри. «Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, … без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Все мое лучшее я нес к Вашим ногам, как к божеству моему, все свои силы я отдал Вам…», - обращался Колчак к будущей жене.

Однако потом от него долго не было известий, и осенью она бросилась в холодную Сибирь. В декабре, к немалому удивлению Колчака, она разыскала его в селе Казачьем на реке Яне, куда добралась на оленях и собаках.

Софья поступила мудро: если бы она не «настигла» Колчака в Сибири, то их бы, возможно, навсегда, разлучила начавшаяся в январе 1904 года русско-японская война. Возможно, решение Колчака жениться было продиктовано прежде всего столь свойственным ему чувством долга, а не сильной любовью к Софье. Отец, отставной генерал-майор, настаивал, чтобы 29-летний сын женился, вот он и выполнил волю отца…

Сразу после свадьбы молодой супруг отправился на русско-японскую войну, был ранен, после сдачи Порт-Артура попал в плен, в котором провел четыре месяца.

Семейная жизнь у них была непростая, своего рода «брак на расстоянии»: Колчак постоянно был в разъездах, его жена ждала его дома. Свою первую дочь, Танечку, он даже не успел увидеть: она умерла вскоре после рождения в 1905 году. В 1910 году родился сын Ростислав, а ещё два года спустя - дочь Маргарита.

Софье лишь оставалось писать мужу письма и ждать, когда он наконец-то будет дома. «Дорогой Сашенька! Славушка начинает много говорить, считать и поет себе песни, когда хочет спать… Как твои дела? Где ты теперь? Я рада, что ты доволен своим делом... Вышиваю и считаю дни. Твоя любящая Соня», - писала Софья мужу.

Начало Первой мировой застало ее с детьми в Либаве, где квартировали семьи офицеров флота. Как только это стало возможным, Софья с сыном перебралась к мужу в Гельсингфорс, где размещался штаб Балтийского флота. Двухлетняя девочка Маргарита простудилась во время бегства и в считанные недели умерла в Гатчине.

«...Несмотря на невзгоды житейские, я думаю, в конце концов обживемся, и хоть старость счастливую будем иметь, а пока же жизнь — борьба и труд, для тебя особенно...», - писала Софья мужу. Она надеялась, что в Гельсингфорсе они наконец-то смогут жить семьей все вместе. Но случилось иначе: в 1915 году сюда переехала жена полкового друга Колчака морского офицера Сергея Тимирева - Анна Васильевна Тимирева. Разлучница! Между нею и Колчаком вспыхнул роман, которого они особенно и не скрывали.

Тем не менее, София Федоровна оставалась официальной женой адмирала до самой его смерти. И именно ей, законной жене, адмирал обратил свое последнее письмо: «Господь Бог сохранит и благословит Тебя и Славушку». Письмо это дошло до адресата, и Софья Федоровна долгие годы хранила это послание…

В апреле 1919 года жена Колчака и ее сын Ростислав прибыли в Марсель. Уже на следующий день в парижской газете «Эко де Пари» появилась большая статья «Супруга адмирала Колчака вынуждена была спасаться из Севастополя». В ней сообщалось, что 18 апреля в Марсель пришел с Мальты крейсер L Isonzo (под английским флагом), на котором среди пассажиров находились «жена русского адмирала Колчака, играющего в настоящее время очень важную роль в борьбе с большевиками».

В мае 1919 года Софья смогла передать через надежных послание мужу в Сибирь: мол, в Париж прибыли благополучно, самочувствие хорошее. Тревожилась, что долго нет вестей, подписалась: «твоя, всем сердцем»...

«ПРЕЗРЕНИЕ К ЛИЧНЫМ ЦЕЛЯМ»

Спустя многие десятилетия московский историк Людмила Абраменко, живущая в Париже, познакомилась с внуком Софьи Федоровны Александром Ростиславовичем Колчаком. Он предоставил ей возможность поработать с семейным архивом, которого никто до этого не видел. Именно благодаря этому и появилось издание воспоминаний Софьи Колчак и исследование Людмилы Абраменко о судьбе семьи Колчака во Франции.

В книге также приводятся неизвестные письма адмирала жене. Вот, к примеру, что он писал 15 октября 1919 года: «Я солдат прежде всего, и больше командую, чем управляю, я привык по существу приказывать и выполнять приказания. Когда Родина и ее благо потребуют, чтобы я кому-либо подчинился, я это сделаю без колебаний, ибо личных целей и стремлений у меня нет и своего положения я никогда с ними не связывал.

Моя сила в полном презрении к личным целям, и моя жизнь и задачи всецело связаны с указанной выше задачей, которую я считаю государственной и необходимой для блага России… Все. Что я могу сейчас желать в отношении тебя и Славушки, чтобы Вы были в безопасности и могли бы прожить спокойно вне России в настоящий период кровавой борьбы до Ее возрождения».

Александр Колчак был расстрелян в Иркутске – в том самом городе, где когда-то венчался с Софьей Омировой. Церковь святого Харлампия, в которой венчался будущий адмирал, сохранилась. В советское время в ней располагалось студенческое общежитие, а затем книжное хранилище. В постсоветское время она была восстановлена и стала одной из мемориальных реликвий Иркутска.

ДВА АЛЕКСАНДРА

После того, как пришло известие о расстреле Колчака, его вдова с сыном Ростиславом уехали на юг Франции и поселились в городке По у подножия Пиренеев. Жили бедно, долги вдовы Колчака росли, о чем осенью 1922 года не преминул пожаловаться премьер-министру Раймону Пуанкаре некий булочник. Софье Федоровне пришлось переехать из аристократического района в места попроще…

В 1927 году Ростислав окончил колледж, вместе с матерью вернулся в Париж. Необходимо было дать сыну хорошее образование и возможность достойно начать самостоятельную жизнь. Ростислав успешно выдержал экзамены и поступил в Высшую школу по двум специальностям: политических наук и права. Но средств на оплату обучения у матери не было.

Не имея возможности из-за болезни работать, Софья Федоровна жила теперь в Русском доме (старческом, как его называют сейчас) в городке Сент-Женевьев-де-Буа. Там она и осталась до конца своих дней. Ради сына, отчаявшись, напишет письмо о помощи знаменитому норвежскому исследователю Фритьофу Нансену, у которого проходил обучение молодой офицер Колчак перед своей первой полярной экспедицией...

Ей помогали многие. Из Америки переводил деньги Борис Бахметьев, игравший видную роль в политических кругах русской эмиграции. Помогали бывший белый генерал Николай Юденич и сокурсник Колчака по Морскому корпусу контр-адмирал Сергей. Погуляев. В 1930 году, к десятилетию гибели адмирала, бывший управляющий Военно-морским министерством в правительстве Колчака и его друг контр-адмирал Михаил Смирнов издал посвященные ему мемуары. Доход от продажи был направлен в помощь семье Колчаков. А «Морской журнал» собирал средства на завершение образования Ростислава...

Софья Колчак в эмиграции. Репродукция. Фото автора

 

София Федоровна так и не получила французского гражданства, до конца оставшись с беженским паспортом. Она ушла из жизни в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа в 1956 году. Ее сын при содействии эмигрантских благотворителей закончил Высшие коммерческие курсы, работал по финансовой части. Его женой в 1932 году стала дочь соратника Колчака по Военно-морскому флоту адмирала Александра Развозова. Они венчались в церкви Св. Александра Невского - духовном центре русских эмигрантов в Париже.

В 1939 году, когда Франция вступила в войну с Германией, Ростислав Колчак был мобилизован на фронт. В июне 1940 года, после поражения французских войск под Парижем, он попал в плен…

В 1947 году Ростислав, его жена и несовершеннолетний сын Александр получили французское гражданство. Ростислав много занимался изучением рода Колчаков. В память об отце в 1959 году написал очерк семейной хроники «Адмирал Колчак. Его род и семья». Жизнь его оказалась недолгой, на здоровье сказался немецкий плен: Ростислав Александрович умер в 1965 году, когда ему было всего 55 лет. А вот его сын, названный в честь деда Александром, прожил очень долгую жизнь. Он скончался 2 января 2019 года в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Когда-то он служил кавалеристом во французской армии, работал художником, печатая свои карикатуры, потом переехал в Америку, затем опять вернулся в Париж. Известно, что он увлекался джазом, даже создал музыкальную группу. Те, кто общались с Александром Ростиславовичем, говорили, что он был похож на своего деда не только внешне: еще Софья Федоровна отмечала сходство характеров двух Александров.

Комментарии
0
Рекомендуем:
26 апреля Сапфировая свадьба
Новости Ленинградской области
26 апреля ФосАгро показала лучший результат среди лидеров ответственного бизнеса
26 апреля 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
Новости Ленинградской области
26 апреля Бюджет-2023: рекордные показатели и надежный финансовый тыл
Новости Ленинградской области
26 апреля Конфеты из Ленобласти оценили на международном конкурсе
В муниципалитетах
26 апреля В Мистолово – новые очистные сооружения
В муниципалитетах
26 апреля В Ленобласти – новые газопроводы
Новости Ленинградской области
26 апреля На майские праздники МФЦ меняет режим работы
Криминальные вести
26 апреля ФСБ задержала банду «обнальщиков» с оборотом 18 млрд рублей
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленинградская область продолжает помощь Енакиево
Власть
26 апреля Александр Соклаков: «Горжусь земляками»
Власть
26 апреля Елена Иваева: «Проблемную дорогу в поселке Мыза-Ивановка отремонтируем этим летом»
Власть
26 апреля Вера Пыжова: «Посажу дерево в честь своего дедушки»
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленобласть открывает навигацию
Криминальные вести
26 апреля Избил таксиста и порезал шины
Криминальные вести
26 апреля Житель Карелии разбился в ДТП на «Коле»
Криминальные вести
26 апреля В Ленобласти житель садоводства сдал полиции полкило пороха
Криминальные вести
26 апреля Похищенные в магазинах сигареты воры сбывали на оптовом рынке
^