Главная Истории любви Донжуанский список Стендаля

Донжуанский список Стендаля

ПИСАТЕЛЬ ИЗУЧАЛ ЛЮБОВЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, НО САМ ТАК И НЕ НАШЕЛ СВОЕГО ИДЕАЛА

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Почти двести лет назад, в августе 1822 года, в печати появилось сочинение французского романиста Анри Бейля, известного как Фредерик Стендаль, «О любви». В примечании к третьей главе он указывал: «Я называю этот опыт идеологической книгой»… Однако прославился Стендаль не этим трактатом, а романом «Красное и черное». Произведения писателя о любви настолько будоражили умы читателей, что в 1864 году Ватикан даже включил их в «Индекс запрещенных книг». Уж слишком роковыми были страдания героев его произведений. Влюбленные ради своих чувств были готовы на ложь и преступления…

«Я ТАК ПРИНАДЛЕЖУ ВЕСЬ ТЕБЕ»

Как отмечают литературоведы, хотя в романах Стендаля нет описаний плотской любви, в них менее разлито ощущение скрытой чувственности, достаточно одного жеста, взгляда, аромата, вида внезапно мелькнувшей обнаженной руки или приоткрытого плеча. Стендаль скорее намекал…

Однажды он вошел очень рано в гостиную своей приятельницы, графини Беньо, и застал там ее дочь, графиню Клементину Кюриаль, необутой. Казалось бы, что тут такого особенного, но это очаровательное видение преследовало его многие годы и побудило ухаживать за прелестной Клементиной. Их роман длился два года, однако она оставила Стендаля…

«Мой ангел, после того, как я видел тебя три дня подряд, мне кажется, что я люблю тебя еще больше – если бы это только было возможно, – писал Стендаль графине Кюриаль в 1824 году. – Это оттого, что мы стали ближе – нас разделяли предрассудки, свойственные твоему кругу, но после этих трех дней интимности, каждый из нас, конечно, уже не вернется к своим предубеждениям, и мечтает только о любви и счастье.

Боже мой! Как я был счастлив вчера, в среду!.. Я так люблю тебя сегодня, я так принадлежу весь тебе, что мне необходимо писать, так как некому излиться. Если мы проведем вместе неделю и если наши сердца будут пылать все такою же страстью, я думаю, что мы уже больше не расстанемся».

Процитируем и еще одно письмо Стендаля к графине: «Моя дорогая возлюбленная, чтобы меньше огорчать тебя моими странностями, я сделаю глупость, – начну тебе говорить о себе…

Не беспокойся нисколько относительно меня, – я люблю тебя страстно, хотя, может, эта любовь не походит на ту, которую ты встречала в свете или в романах. Я хотел бы, – ради твоего спокойствия, чтобы моя любовь походила на то, что ты встречала самого нежного. Меня печалит мысль, что тебе было грустно в четверг, пятницу и в субботу. Должны ли мы увеличивать преследующие нас неприятности?..»

Как писал знаменитый писатель Илья Григорьевич Эренбург в своих «Французских тетрадях», жену влиятельного генерала графиня Клементину Кюриаль Стендаль «любил с присущей ему страстностью». Он называл ее Манти.

«Сохранился ее портрет, черты лица говорят о натуре замкнутой и в то же время порывистой. Манти приходилось скрывать свою связь с Бейлем, однажды она его спрятала в подвале, где он провел трое суток. У нее умерла дочь, и она готова была в этом видеть наказание свыше. Любовь была бурной и трудной», – писал Илья Эренбург, ссылаясь на одно из посланий Манти, адресованных Бейлю: «Ваша любовь – самое большое несчастье, какое только может выпасть на долю женщины…»

Иллюстрация к «Пармской обители» Стендаля, фрагмент. Репродукция. Фото автора

 

«ЛЮБОВЬ – ЧУДО ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Жизнь Стендаля была похожа на целый калейдоскоп событий. Отрочество, озаренное огнями революции, якобинские клятвы. Вдохновленный Наполеоном, он, как и многие другие молодые французы, записался добровольцем в действующую армию. Участвовал в кампаниях против Пруссии в 1806 году и Австрии в 1809-м, а в 1812 году его отправили в русский поход в должности интенданта. Стендаль догнал армию у Смоленска и тут же оказался в самой гуще событий… Был свидетелем Бородинского сражения, потом едва спасся из охваченной пожаром Москвы…

И все это время старался вести дневник, правда, значительное число записей погибло при переправе через Березину, когда французская армия с позором бежала из России. Однако сохранились записи, которые Стендаль вел в Москве. «Впечатление от похода в Россию испорчены тем, что я совершал его с людьми, способными опошлить и уменьшить Колизей и море Неаполитанского залива», – гласила одна из записей Стендаля в его дневнике.

«Стендаль при жизни был мало кому известен, – отмечал Илья Эренбург. – Французские министры, папские полицейские, австрийские сыщики знали Анри Бейля, которого называли «смутьяном», «якобинцем», «атеистом». По их мнению, этот подозрительный человек развлекался тем, что писал скверные, а порой и опасные книги. Литераторы считали, что у Бейля острый ум, он пишет порой занятные памфлеты, только зря он пишет романы – у него нет ни таланта, ни фантазии, ни вкуса»…

В своем сочинении «О любви» Стендаль попытался в буквальном смысле «препарировать» это чувство, подробно описывая все его стадии, от зарождения, развития, через все сомнения и мечты, к ее завершению.

Стендаль приводил такой образ: если оставить в соляных копях Зальцбурга ветку дерева, то через несколько месяцев на всех ее мельчайших веточках вырастут блестящие, ослепительные кристаллы. То же самое происходит и при зарождении любви: образ любимой женщины в душе мужчины приобретает такую же метаморфозу, обрастает множеством «прелестных иллюзий», ассоциациями и воображаемыми достоинствами, которые приписывает влюбленный предмету своей любви. Стендаль называл это явление «кристаллизацией».

«Без этого слова, выражающего, по-моему, основную сущность безумия, именуемого любовью, безумия, которое все же доставляет человеку величайшее наслаждение, какое только дано испытать на земле существам его породы, без употребления этого слова, которое постоянно пришлось бы заменять весьма длинной перифразой, мое описание того, что происходит в уме и в сердце влюбленного, сделалось бы неясным, тяжелым, скучным даже для меня», – отмечал Стендаль.

Писатель подошел к любви как исследователь и выделил четыре ее типа: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие. Кроме того, он описал семь ступеней развития страсти, подробно анализировал причины счастливой и несчастливой любви, женскую гордость, ссоры влюбленных, ревность, стыд. Он изучал своеобразие любовной этики и любовного чувства в различных странах – Италии, Франции, Америке, Испании, сопровождал свои рассуждения ссылками на исторические документы – письма, хроники, литературные памятники.

«Любовь – чудо цивилизации, – отмечал Стендаль. – У народов диких или слишком варварских мы находим только физическую любовь, и притом весьма грубую; а стыдливость помогает любви путем воображения: это все равно, что дать ей жизнь».

Впрочем, нет никакого смысла пересказывать книгу – пусть лучше читатель сам познакомиться с ней, тем более, что сегодня для этого совершенно не обязательно идти в библиотеку: сочинение Стендаль можно без особого труда найти в Интернете. Кстати, когда этот труд увидел свет, он не вызвал особенного интереса публики. Друзья Стендаля объясняли это тем, что книга написана очень трудным языком, да и мысль слишком сложна, и читателю не всегда понятны то, что хотел объяснить автор.

В предисловии Стендаль сообщает, что начал записывать свои мысли в салоне своей бывшей возлюбленной Анджелы Пьетрагруа прямо на программе концерта. Эту деталь, вероятно, писатель выдумал, однако несомненно, что книга возникла на основе его дневников.

ИНИЦИАЛЫ НА ПЕСКЕ

Романов у Стендаля было немало. Воспоминаниями отрочества наполнена книга Стендаля «Анри Бюлар», во многом автобиографическая. Есть там и такой эпизод: когда он прислуживал в церкви за мессой, его привлекла красота одной из монахинь, «высокой и хорошо сложенной». Это, конечно, было замечено, и больше он ее не видел.

В 1835 году на берегу озера Альбано около Рима Стендаль написал на песке инициалы женщин, оставивших след в его жизни.

В. – Вирджини Кюльби, актриса. Он восхищался ею в Гренобле, будучи еще подростком. Однажды, гуляя в парке, он увидел, что Вирджини идет по дорожке ему навстречу. Он развернулся и убежал, поскольку был «обожжен» ее близостью. Заговорить с ней так и не решился.

Апг. – Анджела Пьетрагруа («Джина»), замужняя итальянка. Он познакомился с ней в Милане в 1800 году. В 1811 году они встретились вновь, и писатель долго ухаживал за ней. После того, как они стали близки, Стендаль записал в дневнике: «Мне кажется, что чистое совершенное наслаждение можно получить только от близости: первый раз – это победа; три следующих раза – это уже близость»…

Ад. – Адель Реббюффель. Стендаль преследовал ее на протяжении четырех лет, но на большее, чем положить ей руку на грудь, не решился.

М. – Мелани Гилберт по прозвищу Луазон, актриса. Стендаль жил с ней в Марселе с лета 1805 года до весны 1806 года. Впервые он увидел ее, когда она купалась в реке обнаженной. «Я страстно желал, чтобы меня любила эта меланхоличная и стройная женщина. Она действительно любила меня, но это не принесло мне продолжительного счастья», – признавался писатель.

Ми. – Минетта, или Вильгельмина фон Гришхайм, дочь прусского генерала. Она ответила резким отказом на все ухаживания Стендаля.

Ал. – Анжелина Берейтер, оперная певица. С ней у Стендаля был роман, продолжавшийся три года. Она учила его исполнять арии из опер.

А-на. – Александрина Дарю, жена кузена Пьера. Она не ответила взаимностью на оказываемые ей знаки внимания.

М-да. – Матильда Висконтини-Дембовская. Безответная любовь.

К. – Графиня Клементина Кюриаль (о ней речь была выше).

Дж. – Джулия Риньери, 19-летняя аристократка. Стендаль предлагал ей стать его женой, но она отказалась.

Ар. – Альберта де Рюбампре – замужняя женщина, увлекалась оккультизмом. Ее роман со Стендалем продлился полгода.

«ЖЕРТВА ПРИНЕСЕНА. ГРАФИНЯ ЧИНИ»

В очерках литературоведа Владимира Вейдле, историка культуры русской эмиграции, говорится о том, что под конец жизни Стендаль был совершенно разочарован. «…Надежд на любовные победы теперь мало, но, в конце концов, почему не попробовать жениться?.. В его унылой итальянской резиденции (Стендаль был тогда французским консулом в Чивита-Веккиа. – Ред.) живет некий Видо, сын бывшего французского консула, но опустившийся, женатый на прачке. У него двадцатилетняя дочь: ее-то и избрал Стендаль предметом своих брачных вожделений».

Супруги Видо были вовсе не против выдать свою дочь за Стендаля, и тот усердно ухаживал за барышней и даже, чтобы понравиться ее семье, каждое воскресенье ходил к обедне, хотя это в немалой степени противоречило его убеждениям и правилам. Но у господина Видо, отца девушки, был брат-монах, который крайне обеспокоился судьбой племянницы и навел справки про Стендаля на его родине в Гренобле. И вскоре господин Видо получил неутешительное известие: писатель, который просит руки его дочери, весьма подозрителен и неблагонадежен: неверующий литератор, заведомый враг церкви… Брат Видо пообещал, что лишит свою племянницу наследства, если та выйдет замуж за такого человека. Сватовство сорвалось…

«Стендаль попытался тогда вернуться к подвигам, занимавшим прежде всю его жизнь и в которых часто он бывал удачлив, – отмечает Владимир Вейдле. – У римского его приятеля, графа Чини, была прелестная жена. Относилась она к нему очень дружески. Его друг и ученик в донжуанском искусстве, Мериме, давно уже (хотя, может быть, и шутя) советовал ему идти на приступ. Но крепость не сдалась, да и ключи ее уже были вручены более молодому и блестящему сопернику. Стендаль, убедившись в невозможности эти победы, отношений с друзьями не порвал, бывал у них часто и позже, но раз навсегда отказался и от осады, не только от приступа».

Когда после смерти Стендаля разбирали его бумаги, то нашли такую запись: «Жертва принесена. Графиня Чини. 8-17 февраля 1836»…

Стендаль скончался в возрасте пятидесяти девяти лет. На надгробье, согласно его завещанию, были высечены слова: «Анри Бейль, миланец, жил, писал, любил».

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^