Считалось, что утром Сысоева дня (19 июля) роса приобретает целебные свойства и дает силы и здоровье и человеку, и зверю, и птице. «От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается». В этот день начинали варить варенье из черной смородины.
На Авдотью Сеногнойку (20 июля) начиналась жатва. Когда женщина сжинала первые колосья, она делала из них пояс: «Как матушка рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала». А сеногнойкой Авдотью прозвали за частые дожди, случавшиеся на ее именины и мешавшие заготовке сена. «Сгребешь сено в кучи – так не страшны и тучи». В день Авдотьи после жатвы бросали в ниву серпы. Если серп воткнется в землю – это предвещало смерть того человека, на которого гадали.
С Прокопия Жнеца (21 июля) начинает поспевать черника. Считали, что в этот день на полях появляется камаха (так называли червеца, насекомое-вредителя). Говорили, что она свивается в клубок, который катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги – благополучие будет целый год. Поэтому на Прокопия многие специально выходили в поле – поискать камаху.
22 июля – Панкратий и Кирилл. В этот день пробовали первые огурцы. Самый первый огурец хозяйка должна была сорвать скрытно от всех и закопать в самом потаенном уголке огорода, чтобы следующий год был урожайным. Сегодня никого не удивишь салатом из огурцов, но раньше огурцы и жарили – подобно кабачку, вырезая семена и оставляя только толстые мясистые стенки, и тушили с мясом и фаршем, и готовили из огурцов суп. А зимой главным лакомством на столе были огурцы квашеные.
23 июля – Антоний Громоносец. Если гром в этот день был резким – ждали тихого дождя, а если гулким – готовились к ливню. Считалось, что в местах скопления ряски водятся русалки. «Дождь ряску растит, а водяные девы рвут». На Антония ряску собирали с воды вилами, наполняли ею корзины и несли на скотный двор, где скармливали птицам. Девушки плели особые кружева, которые так и назывались – рясочники.
Страдницей Ольгу (24 июля) прозвали за то, что ее именины приходились на самый разгар полевых работ. В этот день молились святой Ольге о хорошей погоде, о том, чтобы она дала возможность закончить работу раньше, чем рожь начнет гнить от обильной росы, которая вскоре начнет выпадать на поля. «Ольга – на поле подмога». Эту пору называли страдно-грозовой из-за частых гроз. Резкий гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню. День святой Ольги называли Стожарами – такое имя носило на Руси звездное скопление в созвездии Тельца. Яркое сияние Стожар (то есть безоблачное небо) предвещало удачную страду и богатый урожай.
С Прокла Плакальщика (25 июля) начинали выпадать большие росы. «На Прокла поле от росы промокло». Нужно было спешить и с заготовкой сена, ведь «проклова роса – сеногнойная». Роса, выпавшая на Прокла, считалась целебной. Советовали собирать росу по утру, умываться и протирать ею глаза, т.к. от такой процедуры улучшается зрение, лицо становится красивым, а ум – спокойным. Знахари считали росу, собранную в этот день, лучшим средством от бессонницы. Наши предки наделяли проклову росу мистическими свойствами – верили, что она «смывает» порчу и сглаз. Сильная роса и туман по утру предвещали ясные дни. Если же на Прокла не было росы ни на лугу, ни в низинах – это было верным признаком приближающегося ненастья.