– Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие цели и задачи стоят перед антимонопольной службой в новом году?
– Цель у нас всегда одна и та же. Она очень точно сформулирована в миссии, которой мы придерживаемся все годы существования ведомства: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России». В новом году мы продолжим поступательно идти к тому, чтобы в Ленинградской области складывалась благоприятная конкурентная среда. Конечно, текущая ситуация в стране и в мире диктует определенные правила. С появлением пандемии на передний план вышел вопрос ценообразования на продукты.
– Каких изменений в работе вы ожидаете? Появятся ли нововведения в антимонопольном законодательстве, которые отразятся на работе?
– Нововведения появляются регулярно. Например, в этом году уже вступили и еще вступят в апреле поправки в Закон о контрактной системе, то есть система госзакупок совершенствуется и дорабатывается как с учетом потребностей заказчиков, так и с учетом интересов участников этого рынка. Кроме того, мы надеемся, что в этом году все-таки примут пятый антимонопольный пакет поправок, о котором речь идет уже давно. Он должен расширить действие норм закона «О защите конкуренции» на цифровую отрасль – маркетплейсы и агрегаторы и поможет эффективней защитить экономику от произвола новых, более умных цифровых монополий. Ведь помимо благ цифровизация экономики несет в себе и риски – монополизацию товарных рынков и возможность злоупотребления со стороны «цифровых гигантов» в ущерб интересам потребителей.
– Александр Николаевич, в декабре председатель правительства РФ поручил выработать меры по стабилизации цен на социально значимые продукты питания. Одну из ключевых ролей в этом играет ФАС. Какие меры были приняты Ленинградским УФАС, чтобы снизить цены?
– Прежде всего, речь идет о недопущении роста цен. Нашими сотрудниками на постоянной основе осуществляется мониторинг цен. В случае выявления какого-либо роста, торговым сетям и их поставщикам направляются запросы. Но сейчас могу сказать, что ритейлеры чувствуют, что мы за ними пристально наблюдаем и не шалят. А что касается сахара, подсолнечного масла, то 16 декабря Минпромторг, Минсельхоз, крупнейшие российские ритейлеры и производители продовольствия подписали соглашения о стабилизации цен на эти продукты. Цена за килограмм сахара в магазинах не должна превышать 46 рублей, стоимость литра масла определили в 110 рублей. Соглашения действуют с 20 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Что будет дальше – покажет время, но мы, как ведомство, и как такие же потребители имеем непосредственный интерес в том, чтобы цены на эти столь ходовые продукты были доступными.