По данным областного дорожного комитета, по территории Ленинградской области пролегает более 22 тыс. километров дорог, из них более половины (11,6 тыс. километров) составляют дороги местного значения. В этом году в регионе отремонтировано 262 км асфальтированных дорог. В следующем году в десяти районах Ленобласти будут ремонтировать 22 участка региональных магистралей, которые выбирали, учитывая пожелания жителей Ленобласти и глав местных администраций. Стоимость ремонтной программы по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2021 год составит почти 2 млрд рублей.
Но деньги федеральных программ проходят мимо сельских дорог. Строительство, обслуживание и устройство дорог местного значения тяжким бременем ложится на бюджеты поселений и районов Ленинградской области. А в муниципальной казне денег на эти цели не хватает. Заложниками плохих дорог становятся тысячи жителей всего региона.
Недавно «Вести» рассказывали о такой проблеме в статье «Ни проехать, ни пройти» (см. № 81 от 4 ноября). В деревне Заручевье Бокситогорского района поездка в ближайший город Пикалево давно превратилась в ежедневное испытание для людей и машин. Проехать через заболоченное поле и при этом не увязнуть в грязи удается редко. Бездорожье не берутся преодолеть ни скорые, ни пожарные. Почти сто жителей Заручевья остаются в транспортной блокаде. К сожалению, власть разводит руками. Денег в бюджете района на дорогу до деревни нет.
В соседнем Киришском районе ситуация с финансированием таких проектов мало чем отличается от Бокситогорского района. В местном поселке станции Глажево всего несколько домов, а жителей не больше двух десятков. К населенному пункту ведет дорога, когда-то проложенная путейцами вдоль железнодорожной ветки. В распутицу и после дождей проехать по ней было невозможно.
Чтобы решить проблему, взяли на вооружение известный еще с советских времен хозяйственный способ строительства и выполнили все работы без финансирования из бюджета. Ключевую роль в этом сыграли компании района: градообразующее предприятие «КИНЕФ», «Специализированное ремонтно-строительное управление № 8», «Нефтеперекачивающая станция «Кириши», строительная компания «Китеж», индустриальный парк «Левобережный» и РЖД. Они предоставили спецтехнику и материалы для строительства: песок, щебень и бой кирпича. В свою очередь, муниципальные сотрудники отсыпали проезжую часть, сделали канавы и выравнивание.
На обустройство подъездного пути ушло три года. Конечно, это большой срок для постройки участка дороги в два километра. Но этот срок также говорит о настойчивости и верности данному слову. В Киришах существует неформальный совещательный орган при администрации – совет директоров значимых предприятий района, который возглавляет руководитель градообразующей компании «КИНЕФ» Вадим Сомов. Именно там в свое время впервые подняли вопрос о дороге в Глажево.
«Мы попросили помочь, обсудили, что можно сделать. Руководители предприятий решили между собой, что одни помогут техникой, а другие – материалами. Удалось договориться, и в итоге сделать большое дело. Когда нет равнодушия, а есть понимание, всегда можно найти решение. Без них этот вопрос было бы не решить: ну где возьмешь столько техники и материала?» – рассказал «Вестям» глава администрации Киришского района Олег Дмитриев.
Он объяснил, что отремонтированная дорога не стоит на кадастровом учете, а потому выделять деньги из бюджета на нее нельзя, даже если бы они были. Постановка на учет заняла бы долгое время, и помощь со стороны компаний стала самым оптимальным средством решения.
И пусть Олег Дмитриев говорит, что «хвастаться особо нечем», на лицо факт успешного сотрудничества и социальной ответственности бизнеса. Такой подход районной администрации позволяет решать самые насущные проблемы сельчан.