– Александр Николаевич, что удалось сделать за это время? И какие достижения Федеральной антимонопольной службы вы считаете самыми значимыми?
– За 30 лет в стране произошло много событий. С завершением советской эпохи пришел конец плановой экономики. Стала формироваться рыночная модель, и ФАС России в процессе развития конкуренции сыграла не последнюю роль. Эксперты службы принимали и до сих пор принимают активное участие в законотворческой деятельности. За эти годы было принято десять законов, полностью изменивших российский рынок, а также четыре антимонопольных пакета поправок. В настоящее время готовится к внедрению пятый пакет. Конечно, расширялись функции ведомства, его полномочия. В общем, действительно, путь пройден немалый.
– Как вы сегодня оцениваете конкурентную среду в Ленинградской области и насколько успешен в целом процесс демонополизации и развития конкуренции в регионе?
– Для развития конкуренции в стране и в нашем регионе в 2017 году был принят Национальный план развития конкуренции. Каждый регион разработал дорожные карты по реализации этого Плана и следует им. Рынки у нас в Ленинградской области конкурентные, но требуют внимания. Мы еще не полностью ушли от ГУПов и МУПов, которых в принципе не должно быть на этих рынках. Но процесс идет. Есть некоторые проблемы с субъектами естественных монополий. Работа с ними имеет волнообразный характер – то намечаются серьезные улучшения, то снова следует спад.
– Вы чувствуете противодействие своим действиям со стороны корпораций и лоббистов?
– Бывает. Хозяйствующие субъекты бьются с нами в судах, когда мы признаем в их деятельности нарушение законодательства и накладываем внушительные штрафы, иногда жалуются в ФАС России или еще куда-нибудь. Мы такое ведомство, которое не может быть хорошим для всех – в любом случае одна из сторон, участвующих в споре, останется недовольна нашим решением.
– Как проходит процесс законотворчества п отношении закупок, торгов и других сфер работы УФАС? Они транслируются непосредственно на федеральный уровень Службы или вы выходите с ними к властям региона и судебные органы?
– Законотворческой функцией территориальные управления ФАС не наделены. Да, мы можем направить какие-то предложения нашим старшим коллегам, но с инициативой в Правительство может выходить только центральный аппарат нашей Службы. Отмечу, что он это и делает. По тем же закупкам за годы работы ФАС было принято много изменений, да и сам Закон о контрактной системе 44-ФЗ, а ранее 94-ФЗ, был разработан именно ФАС России.