Главная Калейдоскоп Общение, которое мы потеряли

Общение, которое мы потеряли

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

«О, кто-нибудь, приди, нарушь
чужих людей соединенность
и разобщенность близких душ!»

С тех пор, как Евгений Евтушенко написал эти строки, минуло больше 60 лет, но никто так и не пришел, не нарушил коварный процесс, запущенный цивилизацией. Наоборот, стало еще хуже.

Чем дальше развивается общество и чем быстрее движется технический прогресс, тем более скудным становится общение между людьми. Суета сует, словно черная дыра, постепенно поглощает нас, по рукам и ногам опутав сплошной «паутиной» под названием интернет. Количество «нервных и недужных, ненужных связей, дружб ненужных», о которых говорил поэт, у каждого из нас уже измеряется сотнями, а с людьми, которые по-настоящему нужны и важны, мы годами не видимся и, увидевшись, не можем связать пары слов.

За те же последние 60 лет мы в нашей стране очень многое потеряли. Я вспомнила несколько видов общения, которых теперь больше нет – и без которых, мне кажется, люди стали беднее.

Наши письма

«Письмецо в конверте, погоди, не рви…» Когда вы последний раз вынимали из своего почтового ящика письмо в конверте с маркой, написанное от руки? От друга, живущего в другом городе, от любимого человека, уехавшего в далекую командировку, от ребенка из детского лагеря, от влюбленного поклонника или подружки?

Если вы до сих пор получаете и пишете письма, вам повезло. Они гораздо ценнее любой интернет-переписки. Рукой водит сердце, а почерк раскрывает характер, эмоции, чувства писавшего.

Мы без сожаления удаляем эсэмэски, е-мейлы, посты в соцсетях, сообщения в мессенджерах. А некоторые из бумажных писем хочется хранить годами и с трепетом перечитывать спустя много лет. Потому что они – настоящие, а не виртуальные.

Наши разговоры

В интернете мы много общаемся, и нам кажется, что мы разговариваем, но это – иллюзия. Мы не говорим, а пишем, точнее – строчим, совсем не стараясь развернуто, логично формулировать мысли и даже складывать фразы. Не складывается – и не надо, не требуется. На помощь приходят эмодзи и смайлики. Кто-то вообще обходится только ими.

Говорить мы в итоге почти разучились. Не все, конечно. Старшие поколения еще способны вести диалог, но с молодыми дела обстоят куда печальнее. Как же беспомощны они бывают, когда пытаешься с ними заговорить. Первое сложноподчиненное предложение вводит их в ступор, они теряются и всеми силами пытаются поскорей завершить беседу. Или перевести ее все в ту же виртуальную плоскость, где можно ответить «аха» или «норм» на любой вопрос собеседника.

О чем же они разговаривают друг с другом? Как излагают мысли и чувства, например, на свидании? Смешно и представить.

Мобильные телефоны когда-то казались фантастикой. Стоя в уличной будке, опустив в щель монетку и закручивая пальцем пластмассовый диск с цифрами номера, мы не мечтали, что когда-то будем носить в кармане собственный, персональный телефон и звонить куда и откуда угодно. Пока диск крутился, мы подбирали слова, волновались: застанем ли дома, будет ли слышно, успеем ли, не забудем ли что-то сказать. Разговоры получались емкими и насыщенными. Не то, что теперь: либо два слова на бегу: «Извини, не могу…», либо долгая болтовня без конца и без края – такая же глупая и бессмысленная, как переписка в ватсапе.

Наши домашние вечера

В любой нормальной, «среднестатистической» семье раньше всегда было принято по вечерам собираться на ужин. Никто не ел по отдельности, накрывали стол и садились, пока не остыло. Говорили друг с другом, делились радостями и проблемами. По выходным так же завтракали и обедали вместе.

Постепенно эта традиция покинула многие семьи. Где-то вроде и собираются вместе, но сидят, уткнувшись в смартфоны. Где-то приходят на кухню лишь для того, чтобы забрать свою порцию, а потом запереться от всех в своей комнате и насладиться ужином в компании ноутбука. Где-то и вовсе давно не готовят на всех: каждый сам себе делает ужин и ест его в одиночку.

Слава тем семьям, которые выстояли и по-прежнему проводят вместе душевные вечера, вопреки всем разобщающим факторам современности.

Наши телепередачи

Помните первые сериалы, наповал сразившие нас в конце 1980-х – начале 1990-х? «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара», «Просто Мария»… Залипли все без исключения, по крайней мере поначалу. Домашние вечера наполнились новым смыслом и содержанием, и на работе с коллегами по утрам было что обсудить: как дела на фазенде, будет ли счастлива Марианна с Луисом Альберто, кто красивее – Круз Кастильо или Мэйсон Кэпвелл.

Это очень объединяло. Таким же эффектом обладала хлынувшая на телеэкраны реклама первой половины 1990-х, персонажи которой – Лёня Голубков, тетя Ася, граф Суворов и другие – стали не менее популярными и родными.

Сегодня наши суперсовременные цифровые телевизоры, напичканные невероятными функциями и улавливающие любые волны, показывают нам самые лучшие зарубежные и отечественные сериалы с сочной картинкой и восхитительным звуком, спортивные трансляции, передачи на любой вкус и цвет. Но мало что вызывает настолько же массовый интерес. Так, чтобы в лифте или троллейбусе кто-нибудь процитировал фразочку из рекламы – и все сразу поняли и засмеялись. Так, чтобы первое, о чем спросит новый знакомый, завязав разговор, было: «Смотрели вчера? Ну и как вам»? Увы, это – в прошлом.

Наши праздники

Застолья эпохи застоя и других времен до того, как живое общение вышло из моды, отличались весельем и творчеством. Даже люди, совсем далекие от искусства, открывали в себе бескрайние бездны таланта на любом мало-мальски интеллигентном празднике.

На день рождения, например, можно было подарить сущую ерунду, но как-нибудь эдак ее обыграть – так, что в итоге впечатленный именинник готов был хранить эту ерунду до глубоких седин, настолько она оказывалась ценной и необычной. Как горшочек, подаренный Винни-Пухом ослику Иа.

Собравшись, не просто ели и пили. Пели, плясали, читали стихи, а каждый тост превращался в мини-спектакль.

Особая атмосфера царила на корпоративах, хотя такого слова еще не знали. Это были настоящие капустники, к которым весь коллектив готовился задолго до торжества. Мастерили костюмы, рисовали картины, сочиняли смешные номера. Никому даже в голову не приходило забронировать зал в ресторане и нанять массовика-затейника, который весь вечер будет развлекать выпивших коллег шутками и конкурсами, отработанными на сотне других таких же компаний.

Ну, а нынче – все не так, нет того веселья. Люди идут в ресторан и «не парятся». А если вдруг возникает желание прочесть стишок или удивить коллег красивым тостом, прибегают к помощи «Гугла» или «Яндекса». Там, как известно, найдется всё.

Наши походы

ЗОЖ популярен сегодня как никогда, и походы – обычное дело. Летом в известных туристических местах – по берегам озер, на лесных опушках – яблоку негде упасть: машины с палатками, раскидные столики, шатры, мангалы и котелки.

Но то ли раньше было! На машинах в походы никто не ездил. В них ходили буквально – пешком. «И только с рюкзаком, и лишь в сопровождении отваги», как пел Визбор.

Например, в пятницу ехали на работу уже с рюкзаками и вечером – бегом на электричку. В вагоне собиралась большая компания, в которой обязательно находилась хотя бы одна гитара. Всю дорогу пели. Подтягивались компании из других вагонов – в результате знакомились, объединялись, придумывали общие маршруты.

Известных мест и легких путей не искали, наоборот, выбирали непройденные тропы, протаптывали новые. Именно в таких походах проверялась дружба, создавались крепкие, на всю жизнь, семьи, появлялись новые надежные товарищи.

Наше одиночество

«При чем тут общение?» - спросите вы. При том, что одиночество – это общение с собой и отдых от всех остальных, необходимый как воздух.

Раньше было проще: пришел домой – и ты один, весь мир остался за порогом, делай что хочешь. Читай, рисуй, вышивай крестиком или отдыхай, лежа на диване.

Сейчас многие из нас лишены этого отдыха. Причем, лишаем себя сами, словно пристрастившись к вредной привычке: все свободное время «торчим» в соцсетях, разглядываем чужие снимки, ставим лайки, обмениваемся смайликами в мессенджерах. Мир не остается за порогом, он навязчиво проникает в нашу жизнь, наш дом, нашу душу.

О, кто-нибудь, приди, нарушь!

Комментарии
0
Рекомендуем:
26 апреля Сапфировая свадьба
Новости Ленинградской области
26 апреля ФосАгро показала лучший результат среди лидеров ответственного бизнеса
26 апреля 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
Новости Ленинградской области
26 апреля Бюджет-2023: рекордные показатели и надежный финансовый тыл
Новости Ленинградской области
26 апреля Конфеты из Ленобласти оценили на международном конкурсе
В муниципалитетах
26 апреля В Мистолово – новые очистные сооружения
В муниципалитетах
26 апреля В Ленобласти – новые газопроводы
Новости Ленинградской области
26 апреля На майские праздники МФЦ меняет режим работы
Криминальные вести
26 апреля ФСБ задержала банду «обнальщиков» с оборотом 18 млрд рублей
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленинградская область продолжает помощь Енакиево
Власть
26 апреля Александр Соклаков: «Горжусь земляками»
Власть
26 апреля Елена Иваева: «Проблемную дорогу в поселке Мыза-Ивановка отремонтируем этим летом»
Власть
26 апреля Вера Пыжова: «Посажу дерево в честь своего дедушки»
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленобласть открывает навигацию
Криминальные вести
26 апреля Избил таксиста и порезал шины
Криминальные вести
26 апреля Житель Карелии разбился в ДТП на «Коле»
Криминальные вести
26 апреля В Ленобласти житель садоводства сдал полиции полкило пороха
Криминальные вести
26 апреля Похищенные в магазинах сигареты воры сбывали на оптовом рынке
^