
Фото: pxhere.com
На Кузьму и Демьяна (14 июля) собирали ягоды – малину и крыжовник, из которых варили варенье, делали компоты. Считается, что малиновое варенье, сваренное в этот день, получается особенно вкусным. Крыжовник использовали и при приготовлении вторых блюд: с ним, например, тушили цыплят. Этот день называют еще Летние Кузьминки – бабий праздник. Бабы и девки собирались на пиры, варили кашу-сыпчину или сборную кашу (в котел попадало все, что каждый принес: кто крупу, кто муку, кто молоко, кто яйца), пили пиво.
Берегиню (15 июля) нередко представляли в виде белоствольной березы, ведь всегда считалось, что она охраняет людей и жилища от козней нечистой силы. Поэтому березу часто сажали около дома, а девушки в этот день ходили в лес – поклониться дереву и попросить счастья в любви. Если на Берегиню взять маленькую березовую веточку и тайно положить на порог, то как только парень переступит эту веточку, девице надо немедленно подобрать ее и спрятать приговаривая: «Как этот прут сохнет, так пусть и он (называлось имя юноши) от любви ко мне сохнет». Некоторые исследователи полагают, что берегинями называли русалок – «береговых дев». Неслучайно Берегиня помогала рыбакам, дарила им богатый улов. Также ее называли защитницей всех, кто живет по берегам рек. Берегиня помогала практически в любом начинании.
Мокий и Марк, Стожары (16 июля) считался несчастливым днем. Не стоит начинать никакие новые дела и вообще надо проявлять во всем повышенную осторожность. Стожары – скопление Плеяды в созвездии Тельца, и его появление на небе сулило охотникам удачу, но если созвездия в этот день не видно – в лес не стоило и отправляться, все равно вернешься ни с чем. Про звезды говорили, что это ангелы отворяют вечером окошки в своих светлых домах, чтобы посмотреть, как люди живут на земле. В этот день часто случались грозы, а сенокос шел полным ходом: «Мокий поля орошает, а Марк сено убрать поспешает». На Мокия и Марка собирали мак. Поэтому и сам праздник по созвучию с именами святых называли Маковым днем. Если в этот день комары и мошки вьются кругами, ближайшие семь суток будет хорошая погода.
17 июля – Андрей Налива, день иконописца Андрея Рублева, которого православная церковь канонизировала в лике святых. Уже при жизни Андрея Рублева многие его иконы почитались как чудотворные. Наливой преподобного Андрея прозвали за то, что к его именинам на полях наливаются озимые культуры. Каков Андрей Налива – таков и Калинник (11 августа). Если на Андрея появлялись на деревьях желтые листья, ждали раннюю осень.
На Афанасия (18 июля) отмечают Месяцев праздник. Если этим вечером наблюдать за месяцем, то сил в человеке прибавится. Вот и ходили смотреть, как месяц «играет» в небе: то прячется за облака, то вновь показывается. Это к хорошему урожаю. Если месяц светит ясно и хорошо виден, можно ждать сухую и теплую осень. Скорый дождь предвещали облака, «желтые, как медь».
Утром на Сысоев день (19 июля) роса приобретает целебные свойства и дает силы и здоровье и человеку, и зверю, и птице. «Сысой (Сисой) – ходи по росе босой». В этот день начинают варить варенье из черной смородины.
C Авдотьи Сеногнойки (20 июля) начиналась жатва. Серпы несли завернутыми в полотенца и первый сжатый сноп обвязывали этим полотенцем, а затем несли в церковь и освящали. Когда женщина сжинала первые колосья, она делала из них пояс и, подвязавшись им, произносила: «Как матушка рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала». Когда жали овес, первый сноп ставили в переднем углу избы, а после обеда или ужина этим снопом выгоняли из дома мух. Этот сноп хранили до осени, а в день Покрова Богородицы (14 октября) скармливали его домашним животным. Если в этот день начнутся дожди, то выпадать им еще несколько недель, и, конечно же, сено, которое не успели убрать, сгниет. Отсюда и прозвание Авдотьи – Сеногнойка. «Сгребешь сено в кучи – так не страшны и тучи».