
О создании нового наноматериала международной группой исследователей сообщил журнал Американского химического общества (ASC), поддерживающего научные изыскания в области химии.
По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, каждый год падения людей на скользких поверхностях приводят к 38 миллионам травм, от которых 684 тысячи человек погибают. Почти половина этих происшествий случается на льду. Ученые озадачились сокращением пугающих цифр.
Они обратили внимание на то, что большинство современных антигололедных подошв для обуви имеют либо водоотталкивающую, либо шершавую поверхность, микрочастицы которой вклиниваются в лед для уменьшения скольжения. Но воздействие на ледяную корочку приводит к ее таянию и образованию нового тончайшего слоя воды, а тот, в свою очередь, способствует обратному эффекту. Как устранить проблему, подсказали пальцы гекконов.
Юркие ящерицы никогда не скользят и способны не только взбираться на любые поверхности, но и ходить вверх ногами, при этом даже мокрое стекло не составляет им ни малейших затруднений. Кажется, что у них на лапах – присоски, но это не так. Секрет липкости подушечек пальцев в том, что они снабжены рядами микроскопических щетинок — ламелл. Узкие бороздки между ними естественным образом всасывают молекулы воздуха и влаги, обеспечивая мощное сцепление, а для того чтобы отлепить лапку от поверхности, геккону достаточно лишь слегка повернуть ее: меняя угол наклона, ламеллы тут же отпускают «взятые в плен» молекулы и легко отделяются от плоскости.
Этот механизм уже не раз вдохновлял научный мир на разного рода изобретения. Например, на его основе создано альпинистское снаряжение, позволяющее карабкаться вверх по гладким отвесным скалам; разработано заводское оборудование для высокоточного захвата мелких деталей; создан и протестирован сверхпрочный скотч.
На очереди – новые подошвы. Химики изготовили полимер, сочетающий в себе силиконовую резину и наночастицы циркония, а на его поверхность нанесли лазером бороздки, имитирующие структуру гекконовых лап. Материал обеспечивает сцепление с мокрым льдом всего за 1,5 миллисекунды. Запуск его в массовое производство, судя по всему, произойдет в самом ближайшем будущем.
По материалам научного журнала
ACS Applied Materials & Interfaces (США)