Главная Власть Марина Ляхова: «Государственный финансовый контроль – важный элемент бюджетного процесса»

Марина Ляхова: «Государственный финансовый контроль – важный элемент бюджетного процесса»

Контрольно-счетная палата Ленинградской области внимательно следит за тем, насколько эффективно используются бюджетные средства. О том, как с годами меняются формы финансового контроля, какие нарушения выявляются в Лен­области наиболее часто, и что можно сделать, чтобы повысить эффективность бюджетных расходов, рассказала председатель КСП Ленинградской области Марина Ляхова.

– Марина Александровна, 23 октября 2022 года начался отсчет Вашего второго пятилетнего срока на посту председателя Контрольно-счетной палаты Ленинградской области. Как за время Вашей работы в КСП менялся круг и объем решаемых задач? Изменились ли формы финансового контроля?

– Основным полномочием, исполняемым Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», областным законом от 14.10.2011 №77-оз «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области», является осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Ленинградской области.

Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В последнее время деятельность контрольно-счетных органов Ленинградской области претерпела определенную трансформацию, прежде всего, с принятием Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который наделил контрольно-счетные органы новыми полномочиями по осуществлению контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренных документами стратегического планирования.

С принятием Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации наделены правом по обращениям представительных органов муниципальных образований давать заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования требованиям, установленным Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Начиная с 2019 года на основании решения, принимаемого представительным органом муниципального образования Ленинградской области, может быть заключено соглашение о передаче Контрольно-счетной палате Ленинградской области полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Следует отметить, что методы, подходы к проведению внешнего государственного финансового контроля постоянно совершенствуются.

В этой связи крайне важным представляется законодательное закрепление права постоянного доступа контрольно-счетных органов к государственным и муниципальным информационным системам с целью получения информации, необходимой для реализации полномочий контрольно-счетных органов. Работа по обеспечению такого доступа в полном объеме ведется Контрольно-счетной палатой и является одной из важнейших задач на ближайшую перспективу.

В целом в период с 2018 года Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в полном объеме реализовывались полномочия, в том числе по:

• проведению внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета Ленинградской области и годового отчета об исполнении областного бюджета;

• подготовке и представлению в Законодательное собрание и Губернатору Ленинградской области информации о ходе исполнения бюджета Ленинградской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области;

• проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области;

• проверке годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Ленинградской области в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

• проведению экспертизы проектов областных законов и иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Ленинградской области, а также проектов государственных программ Ленинградской области и вносимых в них изменений.

Следует также отметить постоянно проводимую Контрольно-счетной палатой Ленинградской области работу по совершенствованию методологического обеспечения своей деятельности. В период с ноября 2017 года приняты впервые либо утверждены в новой редакции 18 стандартов внешнего государственного финансового контроля, которыми Контрольно-счетная палата руководствуется при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

– Расскажите, пожалуйста, о работе, проделанной Контрольно-счетной палатой Ленинградской области за последний год? Много ли нарушений удалось выявить за этот период? Что особенно запомнилось из практики прошедшего года?

– В 2022 году Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в соответствии с Планом работы проведено два контрольных и 49 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 82 объекта контроля.

Как и прежде, в сфере внимания Контрольно-счетной палаты находились вопросы использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственных программ Ленинградской области, национальных проектов, отдельных направлений деятельности органов государственной власти Ленинградской области.

Общий объем проверенных бюджетных средств составил более 16 млрд рублей. Выявлено 415 нарушений, из них финансовых нарушений на общую сумму 218,5 млн рублей.

По выявленным фактам нарушений, содержащим признаки состава административного правонарушения, таким как, например, нарушение главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, должностными лицами Контрольно-счетной палаты в 2022 году возбуждено 20 дел об административных правонарушениях.

Следует отметить, что определенная часть выявляемых нарушений устраняется объектами контроля еще на этапе проведения мероприятий. В 2022 году всего устранено нарушений на общую сумму 16,6 млн рублей, из них 10,4 млн рублей возвращено в областной бюджет Ленинградской области и местные бюджеты.

В рамках исполнения бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Контрольно-счетной палатой проведены в 2022 году внешние проверки годовой бюджетной отчетности 44 главных администраторов бюджетных средств и годового отчета об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2021 год, ежеквартальный анализ информации о ходе исполнения бюджета Ленинградской области в 2022 году, экспертизы проектов областных законов «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2021 год», «О внесении изменений в областной закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», «Об областном бюджете Ленинградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

По результатам каждого проведенного контрольного, экспертно-аналитического мероприятия формулировались рекомендации и предложения по устранению выявленных нарушений и их недопущению в дальнейшем, повышению эффективности расходования бюджетных средств, которые представлялись в Законодательное собрание Ленинградской области и Губернатору Ленинградской области.

По поручению Губернатора Ленинградской области Контрольно-счетная палата провела в 2022 году проверку использования субсидий и грантов в форме субсидий, предоставленных из бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям, на возмещение недополученных ими доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

По результатам проверки Контрольно-счетная палата рекомендовала главным распорядителям средств бюджета усилить контроль за соблюдением получателями субсидий порядков и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов использования субсидий. Правительству Ленинградской области предложено рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в установленные порядки предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области.

В связи с недостижением значений результатов использования субсидий администрациями ряда муниципальных образований Ленинградской области приняты меры по обеспечению возврата средств субсидий в областной и местные бюджеты.

Совместно с контрольно-счетными органами шести муниципальных образований Ленинградской области в 2022 году проведено экспертно-аналитическое мероприятие, предметом которого являлась оценка реализации в Ленинградской области в 2021 году и в январе-сентябре 2022 года нацио­нального проекта «Культура». В рамках проведения мероприятия в адрес соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета и администраций муниципальных образований Контрольно-счетной палатой подготовлены предложения, направленные на повышение эффективности реализации мероприятий национального проекта.

– Каково, на ваш взгляд, качество бюджетного процесса в 47-м регионе? Нуждается ли он в оптимизации?

– Результаты проведенных Контрольно-счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий могут свидетельствовать о достаточно эффективной организации бюджетного процесса в регионе, что также на протяжении последних лет подтверждается оценками Министерства финансов Российской Федерации о высоком и надлежащем качестве управления региональными финансами в Ленинградской области. Вместе с тем Контрольно-счетная палата периодически отмечает возникающие недостатки в бюджетном процессе и формирует рекомендации финансовому органу Ленинградской области по их устранению, например, в части повышения точности прогнозов поступления доходов и результативности осуществляемых расходов.

– Какие ошибки наиболее часто допускают распорядители бюджетных средств? Приходилось ли Контрольно-счетной палате в прошедшем году сталкиваться с фактами коррупции?

– По результатам осуществления контроля в 2022 году наиболее часто распорядителями бюджетных средств допускались нарушения установленных требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые составили более 90% от общей суммы выявленных нарушений.

Кроме того, при формировании и исполнении областного бюджета допускались нарушения порядков и условий предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и соглашений о предоставлении субсидий. В ряде случаев главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств ненадлежащим образом осуществлялись возложенные на них бюджетные полномочия.

Выявлены также нарушения порядков составления, утверждения и ведения бюджетных смет государственных казенных учреждений, порядков и условий предоставления (расходования) межбюджетных субсидий и соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий, порядка планирования бюджетных ассигнований, в том числе формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований.

В случае выявления при проведении контрольного мероприятия фактов незаконного использования средств бюджета Ленинградской области или местного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Ленинградской области, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, в соответствии с частью 8 статьи 16 областного закона от 14.10.2011 №77-оз «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области» материалы контрольного мероприятия передаются Контрольно-счетной палатой в правоохранительные органы.

В прошедшем году в прокуратуру Ленинградской области были направлены материалы одного контрольного мероприятия, предметом которого являлась проверка использования средств, выделенных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. По результатам рассмотрения материалов проверки приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.

Следует отметить, что указанное контрольное мероприятие было проведено Контрольно-счетной палатой в соответствии с решением комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ленинградской области. Особое внимание Контрольно-счетной палатой было обращено на нарушения и недостатки, которые могут свидетельствовать о наличии рисков, в том числе бюджетных и коррупционных, при реализации органами исполнительной власти своих полномочий.

По итогам рассмотрения результатов мероприятия на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ленинградской области Губернатором Ленинградской области даны соответствующие поручения главным распорядителям бюджетных средств.

– Какие задачи Вы видите для Контрольно-счетной палаты Ленинградской области самыми важными на ближайшую перспективу?

— Одними из важных задач в деятельности Контрольно-счетной палаты Ленинградской области при реализации в 2023 году полномочий, определенных федеральным и областным законодательством, являются:

• развитие и совершенствование риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении Контрольно-счетной палатой Ленинградской области полномочий по внешнему государственному финансовому контролю;

• дальнейшее развитие (формирование и совершенствование практики проведения) стратегического аудита (аудит документов стратегического планирования в Ленинградской области) с применением современных качественных и количественных методов оценки программ и проектов, а также аудита эффективности;

• внедрение в деятельность Контрольно-счетной палаты Ленинградской области актуальных цифровых инструментов анализа и визуализации данных в целях совершенствования процесса формирования выводов и рекомендаций по итогам проведенных мероприятий;

• обеспечение доступа к государственным информационным системам, созданным на основании законов Ленинградской области, в целях реализации полномочий Контрольно-счетной палаты Ленинградской области при осуществлении внешнего государственного финансового контроля;

• комплексный анализ региональных и национальных проектов (включая оценку соответствия их содержания вызовам, с которыми сталкивается страна), проведение мероприятий, направленных на обеспечение реализации полномочий по оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Ленинградской области, предусмотренных документами стратегического планирования Ленинградской области.

Следует отметить, что использование современных методов сбора, обработки и анализа данных позволит иметь более полную картину формирования и исполнения областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Ленинградской области на всех этапах бюджетного процесса, а также эффективно взаимодействовать с участниками бюджетного процесса Ленинградской области и иными объектами государственного внешнего государственного финансового контроля.

Особое внимание Контрольно-счетной палаты Ленинградской области будет уделяться контролю за реализацией результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе принятием объектами контроля мер по исполнению представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, мониторингу реализации предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты, подготовленных по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также результатов рассмотрения правоохранительными органами материалов Контрольно-счетной палаты, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
06 мая Новая экотропа во Всеволожском районе
Калейдоскоп
06 мая «Монстры» в стене…
Калейдоскоп
06 мая Проклятый корабль нашли спустя 115 лет
03 мая 5 мая — Пасха – Светлое Христово Воскресение
В муниципалитетах
03 мая Пришел Первомай – ворота открывай!
Новости Ленинградской области
03 мая Быстрым бегом к быстрым шахматам: Ленобласть посвятит выходные спорту
Новости Ленинградской области
03 мая В Ленобласти стартовала акция «Страна героев»
Новости Ленинградской области
03 мая Ленобласть избавляется от долгостроев
Новости Ленинградской области
03 мая Нацпроект помогает бизнесу
Новости Ленинградской области
03 мая Страна людьми славится!
03 мая 5 мая – День городов воинской славы
Власть
03 мая Сергей Тищенков: «Первомайцы показали, что хотят жить в красивом мире»
Власть
03 мая Дмитрий Майоров: «Новодевяткинцы не подвели в грамотности»
Власть
03 мая Татьяна Толстова: «В Ленобласти зарегистрировано более 20 тысяч многодетных семей»
Криминальные вести
03 мая В Новом Девяткино хамоватые подростки подрались с мужчиной
Криминальные вести
03 мая Автобус с 50 рабочими вылетел в кювет под Кингисеппом
Криминальные вести
03 мая В Аннолово мальчик выстрелил себе в руку
Криминальные вести
03 мая В Заборье пьяный стрелял в бывшую супругу
^