Фото: pixabay.com
На Савватия Пчельника (10 октября) заканчивались Пчелиные девятины – девять дней, в течение которых нужно подготовить пчел к зиме. Убирали последние ульи. Заниматься другой работой, кроме той, что связана с пчеловодством, в этот день считалось большим грехом. Говорили, что все сделанное сегодня не пойдет на пользу.
Харитонов день (11 октября) считался недобрым. В этот день нужно сидеть дома, домашними делами не заниматься, не ходить в гости и даже, по возможности, не выходить во двор, чтобы злые люди не сглазили и не навели порчу. Ни в коем случае нельзя было выметать сор из избы.
Обычно на Феофана Милостивого (12 октября) теплело: «Преподобный нас своим кафтаном укрывает». Ночью выходили смотреть на звезды: если в небе их было много и светили они ярко, ждали сухой осени. На Феофана старались добыть именинного зайца. Если это удавалось, день заканчивался застольем, во время которого рассказывали охотничьи байки.
В день Михаила Соломенного (13 октября) молодые бабы сжигали свои соломенные постели для охранения от недоброго глаза. На самом же деле за лето соломенные тюфяки поизносились и приходили в негодность, появлялись насекомые, поэтому пора было поменять их на новые, благо соломы осенью много. Впрочем, старухи сжигали одни только лапти – «чтобы зиме ходу дать». Если первый снег выпадет на Михаила, значит зима настанет еще не скоро. Если же к этому времени все журавли улетели на юг, значит зима будет ранней и холодной.
14 октября православные отмечают большой праздник – день Покрова Пресвятой Богородицы. К этому дню старались завершить все дела – убрать весь урожай, сделать заготовки на зиму. Начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища. Покров считался и днем расплаты – за работу и за товары. С этого дня начинались свадьбы. Белый чистый первый снег ассоциировался с фатой невесты, и по его количеству на Покров судили о количестве свадеб, которые будут сыграны. Заканчивалась пора хороводов и уличных игр, начинались посиделки. Если ветер дул с востока – ждали холодную зиму. Если на Покров еще не выпадал снег – его можно было не ждать до самого Рождества.
Куприян и Устинья (15 октября) считается днем очищения от наваждений и избавления от злых духов и бесов. В качестве жертвы бесы чаще всего выбирали пьяниц, грешников и сквернословов. Говорили, что пьяницам бесы нередко являются в своем натуральном виде, лишают сна, вызывают отвращение к пище и наводят ужас. Именно этим объясняли припадки «белой горячки». Девушки на Куприяна собирались на вечерки, но не играли и не веселились, а занимались рукоделием и за работой пели грустные песни.
В преддверии зимы на землю выходят осенние лихорадки – злые духи, которые вызывают болезни. Они шатаются по белому свету, мучаются сами и мучают людей. Считали, что осенняя лихорадка может забраться под одежду или залететь соринкой в глаз. Отличным средством от лихорадки считали осиновую кору, которую полагалось всегда носить с собой. В избе обыкновенно держали осиновое полено – на всякий случай: если сводило ноги – клали их на полено, если болела голова – то ложились на полено головой.
На Дениса Подзимнего (16 октября) нужно было опасаться не только лихорадок, но и сглаза. Против сглаза, порчи и любого другого наговора использовали лук, чеснок, редьку и соль, так как соль и редька выедают все злые слова, написанные на бумаге, а запах чеснока и лука пугает нечистую силу.