Фото: pixabay.com
27 июня – Елисей Гречкосей. В ясную и сухую погоду продолжали сеять гречиху. Гречиха крайне важная культура, ведь для русского народа «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной». Чтобы быстрей семена проросли нужен был дождь. Для его призыва заклинали крапиву, просили ее обжечь небеса, чтобы оттуда хлынул ливень. Но дождя ждали только на следующий день: ведь если зарядит на Елисея, это предвещает еще долгих семь недель сырой погоды.
После дня Фита (28 июня) не стоило больше сеять: «Кто сеет после Фита, тот прост бывает – хлеб не вызревает». Зато на Фита особенно рьяно идет в рост овес. Поэтому начинали охранять поля от скотины, а скотину – от обжорства сочной зеленью свежих побегов на хлебном поле.
Считается, что с дня Тихона Тихого (29 июня) начинают затихать певчие птицы – лишь соловей продолжает петь до Петрова дня. «На Тихона и солнце идет тихо». В этот день в деревнях часто устраивали толоки – пиры для работников, которых приглашали ради того, чтобы унавозить поля. Их угощали обедом и вином, а застолье продолжалось до самого вечера, переходя в игры, песни и пляски. К святому Тихону обращались за помощью от зубной боли: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные!»
30 июня – День трех святых (из которых, чаще поминали Мануйло и Савелия) наложился на древний праздник «ярилки», посвященный богу солнца Яриле. А христианские обычаи перемешались с языческими. Проходили ярмарки и гулянья, носившие название «Молодой Ярило». Следующий базарный день, который устраивался накануне Ивана Купалы, назывался уже «Старый Ярило». На Мануйло солнце «застаивается», являются мороки-туманы, текут молочные реки. День называли нехорошим: в это время к избам подходила нечисть и пыталась уморить человека. Яркая зарница в этот день предвещала хороший урожай, а вечерняя радуга – хорошую погоду. А вот багровый закат сулил сильный ветер и ненастье.
На Ярилин день, Макушка лета (1 июля) все живое «приходит в яр», начинает плодоносить. «Ярило – добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях – венок, в левой руке – ржи пучок, в правой – палица. Взмахнет Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется». Ярилин день «целый год ждут», это «всем дням день». Считалось, что на Ярилу солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах. Устраивали «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.
Зосима Пчельник (2 июля). В народном календаре несколько дней Зосимы. На июльского Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. Поэтому если доводилось пройти мимо улья, нужно было произнести заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся – медок неси!» А для покровителя пчеловодства в землю закапывали кувшин с медовухой. Если пчелы летят к ульям – скоро дождь, а если сидят на стенках – к сильной жаре. Кроме Зосимы, в этот день нередко вспоминали святого Иова, которому молились об избавлении от несправедливой обиды и всяческих наговоров.
К Мефодию Перепелятнику (3 июля) обычно на полях поспевали хлеба, и на них слетались перепела. А у охотников начинался период легкой охоты: добыть птицу в это время проще простого. Каждый на Мефодия старался подстрелить хотя бы одну перепелку, чтобы не возвращаться домой с пустыми руками. Если над озимым хлебом носится паутина и летает мошкара – значит, где-то рядом затаилась птица. А там, где перепелиный свист слышней всего, на удачу можно не надеяться. Увидеть белого перепела – к большому счастью, а если поймать его – всю жизнь будешь держать удачу за хвост.