01 мая
Дождь, дождь! На бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен – поливай ведром!
В русской традиции имя Георгий переиначивали и в Юрия, и в Егория, поэтому день Георгия Победоносца (6 мая) называют Юрием Вешним или Егорьевым днем. С Юрьева дня начинались активные полевые работы, а на тех полях, которые были засеяны ранее, служили молебны и кропили их святой водой. Ранним утром в Юрьев день выходили на луг покататься по росе, чтобы стать сильным и здоровым, ведь «юрьевская роса» обладает особой силой. Если выгнать на рассвете скотину на луг веткой вербы, то это пойдет ей на пользу: «На Юрия роса – не надо коням овса». Да и вообще в этот день скот считался именинником, и, соответственно, его особенно тщательно обихаживали, чистили, кормили лучше чем обычно. Ну и, конечно же, чествовали пастухов – одаривали тканями и деньгами.
На Евсея – Овсы отсея (7 мая) всех гнет к земле, а к людям пристает маета. Чтобы избавиться от напасти, молились и умывались святой водой. А прозвище «овся отсея» пошло от того, что к этому дню нужно было закончить посев овса независимо от погоды и состояния почвы. Ведь «Овес любит хоть в воду, да в пору». Хотя по приметам сеять овес можно было, когда начинает распускаться береза, когда появляются крылатые муравьи и с ивы летит пух. Даже если в начале мая стояла хорошая погода, не спешили радоваться. Ведь после Евсеева дня может быть еще 12 дней морозов.
Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья, Радоница – день поминовения усопших. В этом году – 7 мая. В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с теми, кто уже оставил этот мир. Именно на Радоницу на могилы усопших приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть ее раздают нищим на помин души.
Марка зовут Ключником (8 мая), так как считается, что именно у этого святого хранятся ключи, которыми он может отомкнуть небо и выпустить дожди. Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных. День Марка Ключника называли еще птичьим праздником. Ведь к этому времени птицы возвращались с зимовки целыми стаями. «На святого Марка сеется татарка» (татаркой называли гречиху).
На Глафиру (9 мая) принято сажать горох и ранний картофель. Вот и получила она прозвище – Горошница. Чтобы защитить горох от утренних заморозков, грядки покрывали изрубленным торфом. На обед готовили гороховый суп с мясом и гороховую кашу.
К Семену Ранопашцу (10 мая) повсюду начиналась пахота. Чтобы понять, готова ли земля принять семена, на нее клали обе руки и проверяли, насколько она прогрелась. Также говорили, что пахать пора, когда лес одевается в листву.
11 мая – Березосок. Березовый сок собирали и заготавливали впрок. Самый вкусный и целебный сок течет в верхних ветках дерева, и если до них добраться, то таким соком можно вылечить любого больного. Только в туманный или дождливый день заготавливать сок в нельзя, все равно от него пользы будет мало. При весенних лихорадках в ясный и погожий день больного купали в дождевой воде или обтирали растопленным мартовским снегом, специально сбереженным для такого случая, а затем поили березовым соком. А еще березовым соком лечили цингу, отеки, фурункулез, артрит, подагру. Использовали его и как мочегонное средство. Ясный восход на березосок – к ясному же лету. Считалось, что если в этот день как можно плотней пообедать, тогда грядки и пашни будут плодородны.
Считают, что Девять мучеников (12 мая) помогают при телесных болезнях и эпидемиях, поэтому сам их день считается днем целителей. В этот заговаривали девять напастей: «Чтобы напасти крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили; чтобы человек был от земли чист, от воды светел». Девять мучеников считаются также толкователями сновидений.
Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН
Комментарии
0