Главная Сергей Тарасов: «ВПР – это шаг к более качественному уровню образования»

Сергей Тарасов: «ВПР – это шаг к более качественному уровню образования»

В жизнь обычного школьника уже давно вошли и стали привычными такие понятия, как ОГЭ и ЕГЭ, многие знают даже, что такое НИКО. В последнее же время мы всюду слышим еще одно сокращение – ВПР, или Всероссийские проверочные работы. Но неужели нам недостаточно контрольных работ, тестов, экзаменов? Зачем? Для кого? Как часто? Всего 3 буквы – В, П, Р, – а столько вопросов. Ответы на эти вопросы интересуют многих жителей нашего региона. Поэтому «Вести» пообщались с председателем комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергеем Тарасовым и узнали все о самой массовой оценочной процедуре в системе образования. – Сергей Валентинович, скажите, пожалуйста, для чего проводятся ВПР? – Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Проведение контрольных срезов путем всероссийских проверочных работ потенциально является шагом к более качественному уровню образования, ведь оно направлено на определение объективного уровня качества освоения детьми преподаваемого материала. ВПР являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования: с момента их введения в 2015 году российские школьники написали более 33 миллионов проверочных работ. В 2018 году ВПР проводили более 40,5 тысяч школ из всех регионов России, участие в них приняли почти пять миллионов школьников. – Кто проводит ВПР? – Контрольные работы проводятся самими школами, но задания разрабатываются на федеральном уровне Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), что обеспечивает единство подходов и оценивания. – Если школа проводит ВПР в каких-либо классах, то обязательно ли все обучающиеся этих классов принимают в них участие? – Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы. Например, на уровне школы может быть принято решение об участии или неучастии в ВПР обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – А для обучающихся 11-х классов обязательно написание ВПР по всем предметам? – Нет, необязательно. Принцип в 11-м классе простой: кто сдает ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдает ЕГЭ по географии – не пишет ВПР по географии. – По какому принципу происходит выбор предметов для ВПР? – ВПР – это итоговые контрольные работы, поэтому постепенно перечень предметов расширяется, и в итоге выполнение ВПР будет включать в себя задания по каждому предмету в каждом классе. – Определены ли какие-либо правила рассаживания детей? Один за партой или двое? – Рекомендуется рассадка по одному участнику за партой. Окончательное решение по рассадке принимает образовательная организация. – Как происходит оценка ответов учеников? – Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются они по единым критериям, которые также разрабатываются на федеральном уровне. Проверка работ участников ВПР осуществляется специальной комиссией, состав которой утверждается руководителем образовательной организации. После проверки результаты вносятся школами в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты. – Можно ли где-то ознакомиться с критериями оценивания? – Критерии оценивания образовательная организация получает в личном кабинете федеральной информационной системы «Оценка качества образования» после проведения работы. Критерии поступают в личный кабинет в 14:00 по московскому времени в день проведения работы. – Будут ли задания ВПР для 11-х классов ориентированы на уровни обучения: базовый и профильный? – ВПР в 11-х классах проводится для обучающихся, не планирующих сдавать соответствующий предмет в ЕГЭ. Поэтому первоочередной задачей ВПР в 11-м классе является обеспечение оценки базового обязательного уровня подготовки в соответствии с ФГОС. – Все ли ученики в стране пишут одинаковые варианты или каждая область выполняет свои задания? – ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне, которые должны дать возможность оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям. – ВПР – это только российская история или подобные контрольные работы выполняют и школьники других стран? – В Японии школьники не пишут ВПР, но при этом экзамены сдают несколько раз в год. В Австралии экзамены сдают, начиная с третьего класса каждый второй год. В Канаде есть не только ежегодные экзамены, но и итоговые годовые тесты и контрольные работы. Во Франции, начиная с начальной школы, ежегодно проводятся проверочные работы. Этот список можно продолжать. Следовательно, все страны, которые сегодня занимают лидирующие позиции в образовании, проводят систематический объективный анализ образовательных результатов школьников с целью своевременной коррекции образовательных пробелов. – ВПР уже вошли в обычную жизнь современных школ. Эта процедура из года в год проходит одинаково или бывают какие-то нововведения? – В целом механизм процедуры отработан, но технологии проведения совершенствуются. В 2019 году впервые будет проведена автоматическая генерация вариантов проверочных работ для каждой из школ на основе банка заданий ВПР. Эта технология будет использоваться при проведении всех ВПР в четвертых классах и ВПР по русскому языку и математике в пятых классах. – А что такое НИКО? – НИКО – Национальные исследования качества образования. В апреле нынешнего года это исследование проводится по учебному предмету «Физическая культура». Выбор регионов РФ осуществляется путем репрезентативной выборки. В Ленинградской области в НИКО-2019 по учебному предмету «Физическая культура» приняли участие четыре муниципальных района: Всеволожский, Кингисеппский, Кировский, Приозерский и Сосновоборский городской округ. Всего в исследовании приняли участие 190 обучающихся шестых классов и сто десятиклассников из пяти общеобразовательных школ Ленинградской области. Исследование прошло с 8 по 12 апреля. Итоги будут подведены в мае 2019 года. – Каким образом проходит это исследование? – Исследование может быть проведено на уроках или во внеурочное время. Во время проведения исследования присутствует учитель, преподающий физическую культуру в этом классе, и организатор в аудитории. Во время проведения исследования обязательно присутствие медицинского работника. В исследовании принимают участие все обучающиеся параллели, которые относятся к основной медицинской группе для занятий физической культурой. Им нужно выполнить 4 практических задания: «Игровые виды спорта», «Гимнастика с элементами акробатики», «Техника выполнения упражнений из комплекса ГТО» (без выполнения нормативов), «Общая физическая подготовка». Эксперты ведут наблюдение и оценивают выполнение практических заданий обучающихся шестых и десятых классов непосредственно в образовательных организациях. – Кто является экспертами при проведении НИКО? – Регионы-участники исследования самостоятельно привлекают экспертов к оцениванию выполнения практических заданий. Экспертами могут быть учителя, имеющие опыт преподавания предмета «Физическая культура» не менее трех лет, работающие в образовательных организациях региона, в которых не проводится исследование. В Ленинградской области при формировании реестра экспертов по физической культуре мы еще учитывали и другие критерии: наличие у учителя первой или высшей квалификационной категории, опыт судейства в спортивных соревнованиях, наличие личных спортивных достижений, достижения воспитанников, участие в конкурсах профессионального мастерства. – Где могут быть использованы результаты НИКО? – На региональном и муниципальном уровне результаты НИКО могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебного предмета «Физическая культура», для совершенствования программ повышения квалификации учителей физкультуры. В образовательных организациях – для совершенствования преподавания физической культуры на основе методических рекомендаций, для направления на курсы повышения квалификации учителей физкультуры. Родителям и детям эти результаты могут пригодиться в целях повышения информированности об организации образовательного процесса, а также для развития моделей родительского оценивания и принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка. Хочу обратить ваше внимание, что использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций и отдельных учителей не предусмотрено. – Сколько нюансов. – Да, деталей много, но я надеюсь, что теперь многие родители перестанут переживать и волноваться, и непонятные раньше аббревиатуры НИКО и ВПР станут ясны и понятны. Качество российского образования имеет много составляющих. Сегодня мы с вами вели разговор о тех его компонентах, которые позволяют анализировать имеющиеся результаты и своевременно и целенаправленно корректировать деятельность педагога в отношении каждого ученика. Такой подход позволяет на основе объективных данных осуществлять образовательную деятельность, принимать верные управленческие решения, методически правильно и психологически грамотно готовить школьников к государственной итоговой аттестации. Татьяна ТУКТАМЫШЕВА
Комментарии
0
Рекомендуем:
03 мая 5 мая — Пасха – Светлое Христово Воскресение
В муниципалитетах
03 мая Пришел Первомай – ворота открывай!
Новости Ленинградской области
03 мая Быстрым бегом к быстрым шахматам: Ленобласть посвятит выходные спорту
Новости Ленинградской области
03 мая В Ленобласти стартовала акция «Страна героев»
Новости Ленинградской области
03 мая Ленобласть избавляется от долгостроев
Новости Ленинградской области
03 мая Нацпроект помогает бизнесу
Новости Ленинградской области
03 мая Страна людьми славится!
03 мая 5 мая – День городов воинской славы
Власть
03 мая Сергей Тищенков: «Первомайцы показали, что хотят жить в красивом мире»
Власть
03 мая Дмитрий Майоров: «Новодевяткинцы не подвели в грамотности»
Власть
03 мая Татьяна Толстова: «В Ленобласти зарегистрировано более 20 тысяч многодетных семей»
Криминальные вести
03 мая В Новом Девяткино хамоватые подростки подрались с мужчиной
Криминальные вести
03 мая Автобус с 50 рабочими вылетел в кювет под Кингисеппом
Криминальные вести
03 мая В Аннолово мальчик выстрелил себе в руку
Криминальные вести
03 мая В Заборье пьяный стрелял в бывшую супругу
Криминальные вести
03 мая Неоднократно судимый житель Кингисеппа пойман на грабеже
Криминальные вести
03 мая Вор-рецидивист задержан по подозрению в изнасиловании
Криминальные вести
03 мая 20-летней жительнице поселка Цвелодубово грозит уголовка за кражу
^