06 февраля
На страже прав потребителей
[caption id="attachment_5119" align="alignleft" width="673"] Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО[/caption]
Правительство Ленинградской области проводит большую работу по популяризации знаний о потребительских правах граждан и помогает тем, чьи права нарушены.
ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
О значимости этого направления в работе областного руководства говорит тот факт, что при губернаторе Ленинградской области с прошлого года действует межведомственный координационный совет по вопросам защиты прав потребителей.
Одна из актуальных тем, рассматриваемых на заседаниях совета – развитие современных информационных технологий и формирование потребительской культуры. Впрочем, для областной власти указанная тематика не нова – в этом русле правительство региона работает с 2014 года.
Любой гражданин является потребителем товаров и услуг. Отправляясь за покупками в магазин, приходя в парикмахерскую, пользуясь услугами связи, каждый из нас вступает в отношения с тем, кто предоставляет нам эти услуги или товары. Эти отношения регулируются законом о защите прав потребителей.
Именно поэтому органы власти вывели работу в этой сфере на стратегический уровень – принята и реализуется Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. План мероприятий в соответствии с этим основополагающим документом подготовлен и в нашем регионе.
В частности, как отметила на первом заседании межведомственного координационного совета при губернаторе руководитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Ольга Историк, планируется расширить перечень товаров с обязательной маркировкой по примеру меховых и табачных изделий. Напомним, что система маркировки с помощью уникальных кодов позволяет проконтролировать подлинность товара и выявлять «серых» производителей. Теперь изделий с такими кодами должно стать больше.
Думает руководство региона и о том, как обеспечить безопасность электронных платежей и покупок через интернет – тем более, что количество жалоб на эту тему не уменьшается.
Особое внимание будет уделено сертификации работ (услуг) для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
И, конечно, в числе приоритетов – повышение уровня финансовой грамотности потребителей, без чего усилия власти не приведут к желаемому результату.
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Нередко граждане сталкиваются с необходимостью срочно проконсультироваться по поводу той или иной сложной ситуации, возникшей при получении услуги или покупке товара.
К примеру, вы купили в магазине курицу, пришли домой, и, развернув упаковку, убедились, что от птицы дурно пахнет. Что в этом случае делать? Куда обращаться? Есть ли шанс вернуть товар?
Или после посещения салона красоты ваши волосы окрасились в цвет, который вам совсем не нравится. Или вы недовольны тем, как с вами общался консультант в гипермаркете. Список подобных примеров можно продолжать бесконечно.
Чтобы получить квалифицированные ответы на все возникшие у потребителя вопросы, в муниципальных районах Ленобласти действуют информационно-консультационные центры (ИКЦ), которые оказывают гражданам безвозмездную юридическую помощь в сфере защиты прав потребителей. За год в эти центры обращаются тысячи граждан.
Сотрудники центров – практикующие юристы, бывшие работники территориальных органов Роспотребнадзора – специалисты с большим опытом работы.
Своевременно оказанная юридическая помощь, в том числе по составлению претензионных писем и исковых заявлений в суды, за последние годы помогла вернуть потребителям сотни тысяч рублей.
И, конечно, не стоит забывать про возможность обратиться в управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (региональный Роспотребнадзор). Сделать это можно, в том числе, воспользовавшись официальным сайтом управления http://47.rospotrebnadzor.ru. На его страницах можно найти, в частности, ссылки на интересующие гражданина нормативные документы.
С ЧЕМ ОБРАЩАЮТСЯ ГРАЖДАНЕ
Статистика говорит о том, что чаще всего люди обращаются в ИКЦ по поводу нарушений их прав в сфере торговли. Это касается приобретения некачественных товаров, нарушения сроков по ремонту, обмену или возврату купленного, получения недостоверной информации о товарах, приобретенных дистанционным способом – через интернет-магазины.
На втором месте у жителей Ленинградской области стоят вопросы качества услуг в сфере ЖКХ, в том числе недостаточность разъяснений потребителям изменений в законодательстве.
На третьем – жалобы на оказание бытовых услуг.
Среди проблемных тем – предоставление финансовых услуг, к примеру, неприятная для многих клиентов ситуация, когда при оформлении потребительских кредитов навязываются дополнительные опции.
ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА
Выступивший на том же заседании координационного совета вице-губернатор Ленинградской области по внутренней политике Сергей Перминов подчеркнул, что из бюджета региона ежегодно выделяется значительная сумма, чтобы в районах функционировали информационные центры.
«Объемы средств определены на ближайшие годы, и не будут снижаться, – сказал вице-губернатор. – Требуется анализировать опыт регионов в этой сфере, совершенствовать работу и вырабатывать новые алгоритмы».
В этой связи отметим, что до 2024 года рассчитана областная программа «Устойчивое общественное развитие», один из разделов которой посвящен развитию системы защиты прав потребителей в Ленинградской области. Ежегодно из областного бюджета на эти цели выделяется более 2,5 млн рублей, в том числе, на работу ИКЦ.
Немаловажно и то, что на территории региона действуют 13 межведомственных координационных советов районного уровня, приняты муниципальные целевые программы по защите прав потребителей.
Наряду с этим, в муниципальных образованиях проводятся обучающие семинары по законодательству о защите прав потребителей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других жителей региона.
Издаются информационно-справочные материалы для жителей. Такие материалы распространяются, в том числе, через старост, общественные советы, административных центров. [47]
Михаил КОЗЛОВ
Комментарии
0