Фото: pxhere.com
Каков Платон и Роман, а их день в народном календаре приходится на 1 декабря, такова и зима. Если погода стоит теплая, то и зима холодной не будет. Если же переменчив день Платона и Романа, то сколько раз он изменится, столько раз и зимой погода меняться будет. По утру судили о начале зимы, по полудню – о середине, по вечеру – о конце. «Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу», – говорили старики.
Авдей покровительствует домашнему хозяйству и семейному благополучию, на то он и Авдей Радетель (2 декабря). В этот день обухом топора обстукивали все дверные косяки и оконные рамы, чтобы нечисть не пробралась в дом. На Авдея «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет». Поэтому старались не выходить на улицу, а сидеть дома, поближе к теплой печке и, чтобы уберечься от простуды, пить горячий чай да сбитень.
3 декабря – день Прокла. «На Прокла проклинай нечисть», чтобы всякая нечисть не выходила изпод земли, где она прячется от морозов, не вредила и не мешала спокойно зимовать. Если в этот день идет снег, то 3 июня непременно пойдет дождь. Если на Прокла пел снегирь, а сорока пряталась под стреху, это предвещало скорую вьюгу.
4 декабря православная церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введение в народном календаре ассоциируется не столько с Богородицей, сколько с началом настоящей зимы: «Введенье пришло – зиму привело». Считается, что в этот день по улицам проезжает сама Зима – в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своим дыханием она морозит воздух, рисует снежные узоры на окнах. Мороз и солнце в этот день – к доброму урожаю хлеба следующим летом. Если же погода выдавалась пасмурной и теплой, на плодородный год не надеялись. Если этот день окажется морозным, то и все рождественские дни будут холодными. Однако, введенские морозы зиму еще не ставят, потому что снег, выпавший до праздника, чаще всего таял. И лишь снег, выпавший после Введения, был надежен. С этого дня начинались Введенские ярмарки, делались пробные выезды на санях. Открывали гулянье обычно молодожены. Правил лошадьми молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, а молодая жена наряжалась в лучшие одежды. Этот обряд назывался «Казать молодую».
«Пришел Прокоп – разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает», – говорят, встречая 5 декабря – день Прокопа. В этот день крестьяне выходили всей деревней ставить вехи в близлежащих полях, чтобы путники не заблудились и смогли отыскать дорогу к дому в непогоду. Дорога, проложенная на Прокопия, держалась до самой весны: «Прокоп зимний дорогу прокопает, а Прокоп перезимний дорогу порушит». Начиная с Прокопьева дня, мужики «санничали» – изготовляли и чинили сани.
А вот 6 декабря, отмечая именины Митрофана, определяли летнюю погоду. Было замечено, что, «если 6 декабря снег, а ветер с севера задул, то и 6 июня тоже будет дуть северный ветер и обязательно дождь побрызгает». В Митрофанов день устраивали гуляния – пекли пироги и варили пиво, устраивали застолье с разными играми. Кроме святого Митрофана, чествовали святого Александра Невского – великого русского князя и полководца, и поминали павших воинов, гадали об ушедших на войну.
С Катерины Санницы, Катерины Женодавицы (7 декабря) начинались шумные гулянья на санях. Первыми в поездку отправляли молодоженов, сыгравших свадьбу прошедшей осенью, и молодая впервые после венчания впервые показывалась людям. Святую Катерину (Екатерину) считают покровительницей брака и невест, а также помощницей беременных и рожениц, поэтому в ночь на Катерину девицы, гадали на женихов: например, отламывали ветку яблони и клали под подушку, чтобы привиделся суженый. Если же у девушки уже был парень на примете, она потихоньку брала у него какуюнибудь вещь, а затем кругами катала вокруг нее каравай, веря, что этот обряд заставит и молодца ходить кругами около ее дома.