
Фото: pxhere.com
В день Евстигнея Житника (18 августа) полагалось замесить ячменный хлеб из первого намолота и заклинать жнивы, чтобы на них не поселилась нечистая сила. Для этого рано утром выходили в поле с конопляным маслом и произносили: «Мать Сыра Земля! Уйми всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». После этого на почву выливали немного масла. Так повторяли четыре раза, каждый раз поворачиваясь в направлении одной из сторон света и прося Землю защитить то от ветров, то от метелей, то от морозов. Считалось, что ячменный хлеб из первого намолота с луком, солью и квасом придает телу здоровье, а лицу – свежий вид. По дню Евстигнея судят о том, каким будет декабрь.
Яблочный Спас, или Второй Спас (19 августа). Яблоки собирали, ели с медом и сахаром, готовили из них пироги. До Второго Спаса есть яблоки запрещалось, а первые собранные в этот день плоды сначала освящали в церкви. Доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится. Говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас – бери рукавицы про запас». По погоде в этот день судили о будущем январе.
Если аисты на Марины Пимены (20 августа) готовятся к отлету, надо ждать холодную и раннюю осень. В этот день принято подавать пироги с малиной: «Марины – не ищи в лесу малины. Девки лес обойдут, дочиста оберут».
По погоде на Мирона Ветрогона (21 августа) судили о том, каким будет будущий январь. Если в этот день дуют спокойные ветры – осень будет солнечной, а если случится буря – сентябрь ожидается ненастным. Зачастую на Мирона уже выпадал иней – значит, следующим летом можно было надеяться на хороший урожай. С этого дня собирали в лесу ежевику. Это не только вкусная ягода (ее ели и в свежем виде, и готовили из нее варенье, пастилу, кисель, настойки и вина), но применяли ее и как противопростудное и потогонное средство. Листья ежевики заваривали как чай – вместе с листьями смородины и земляники.
22 августа – Матфей Змеесос. Считалось, что якобы в это время к коровьему вымени могут прицепиться змеи и высосать молоко, поэтому скотину старались не выпускать на пастбище. Кроме того, хозяйки всегда старались доить корову в одиночестве, чтобы «лишний глаз» не испортил буренку, подойник никогда не ставили ни на стул, ни на кадку, чтобы у коровы не пропало молоко. «Матфей ненастье подпускает, летний дождь осенним перебивает».
Лаврентия, чей день отмечают 23 августа, считают целителем глазных болезней – ему молились о прозрении и о защите от дурного глаза. В полдень на Лаврентия смотрели на воду в реках и озерах: если она тиха и спокойна – осень будет безветренной, а зима – без вьюг и метелей. Сильная жара или сильные дожди в этот день обещают такую же погоду на всю осень.
На Евпатия Коловрата (24 августа) по обыкновению начинали стричь овец, чтобы барашки успели обрасти заново до наступления холодов. Начинали прясть и вязать теплые вещи к зиме, а мастера изготавливали валенки. Существовало поверье, что на болотах появляется белый конь, который скачет по земле, пытаясь найти своего погибшего всадника. К ночи конь приходит на кладбище, где обегает все могилы, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. В это же время слышится громкий свист и странное пение. Говорили, что смельчаки пытались поймать белого коня, но ни у кого это не получилось. По легенде, на том месте, где появляется белый конь, в давние времена было побоище. Белый конь ищет своего погибшего хозяина, а его удалая сотня поет и свищет, надеясь, что откликнется богатырь. В этот же день на болотах и кладбищах загораются блуждающие огни – это бродят души убитых и утопленников. В такое страшное время выпить бы браги, да нельзя – к пьянице непременно явятся усопшие предки и накажут по всей строгости.