
Как современные реалии влияют на жизнь городов и поселков 47 региона и какие перемены ждут систему местного самоуправления в ближайшие годы, «Вестям» рассказал председатель Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Сергей Мухин.
– Сергей Флегмонтович, расскажите об основных итогах деятельности совета в 2024 году.
Известно, что наша Ассоциация объединяет 100% муниципальных образований Ленинградской области, то есть её членами являются 16 муниципальных районов, один городской округ, один муниципальный округ, 63 городских и 107 сельских поселений, располагающих развитым местным хозяйством.
На исполнение собственных и переданных государственных полномочий муниципальные образования в прошлом году направили 141 млрд руб, это более 40% консолидированного бюджета Ленинградской области, из них 69 млрд руб собственные - налоговые и неналоговые - доходы. Из общего объёма освоенных средств израсходовано на образование более 50%, жилищно-коммунальное хозяйство - более 17%, культуру - около 6%, социальную поддержку - около 5%, физическую культуру и спорт - около 4%.
Увеличились расходы на образование, что связано с вводом в эксплуатацию в 2024 году 26 школ и детских садов.
Взросли бюджетные ассигнования на ЖКХ, в связи с ростом объёмов капитального ремонта коммунальных сетей водоснабжения и канализации, уличного освещения, благоустройства. На Платформе обратной связи «Решаем вместе», из общего количества обращений жителей, почти 50% составили вопросы благоустройства общественных пространств, уборка территорий, вывоз мусора, содержание детских, спортивных площадок, перебои с водой.
В рамках инициативного бюджетирования, по областным законам о старостах и общественных советах, реализовано 364 проекта на общую сумму 600 млн руб.
В 2024 году органы местного самоуправления приняли участие в реализации 5 национальных и 11 региональных проектов, направив на эти цели более 1150 млн руб.
Главный итог работы за прошлый год, органов местного самоуправления, как ветви публичной власти, - это успешная реализация областных и муниципальных программ социально-экономического развития по основным показателям производства товаров, работ, услуг, национальных и региональных проектов.
Значительно расширилась линейка и объемы мер государственной и муниципальной поддержки отдельных категорий граждан, особенно многодетных семей, участников СВО и их семей. По уровню социальной поддержки Ленинградская область входит в число регионов лидеров Российской Федерации.
Несмотря на сложную международную обстановку, на территории области, не допущено чрезвычайных ситуаций. Учитывая приграничное, со странами НАТО, положение, в Ленинградской области продолжена работа по укреплению и расширению системы объектов гражданской обороны, в том числе оборудованию укрытий для населения в заглубленных помещениях. Не всегда органы местного самоуправления находят понимание у жильцов многоквартирных домов, имеющих подвалы и не дающих согласия на их оборудование для этих целей. Уверены, что мы договоримся. Ведь речь идет о защите жизни и здоровья граждан; расходы на эти цели, несут государственный и муниципальные бюджеты.
– Какие решения руководства ассоциации за минувший год вы считаете самыми важными?
Рабочий орган Ассоциации - Президиум Совета рассмотрел ряд запланированных вопросов. Один из них модернизация местного хозяйства посредством цифровых технологий и платформенных решений, в двух муниципальных образованиях Приозерского района.
Петровское сельское поселение разработало и внедрило проект «Цифровой паспорт территории», включающий схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, иные объекты, актуализированные регламенты по их содержанию и обоснование затрат на их обслуживание и ремонт.
Сосновское сельское поселение реализовало проект «Цифровая платформа управления территорией муниципального образования», предусматривающей взаимодействие населения с органами местного самоуправления через электронные сервисы, а также управление муниципалами казенными предприятиями для оперативного решения возникающих вопросов.
Члены Президиума отметили, что разработка проектов управления территориями, на базе цифровых технологий, доступна не только районам, но и сельским поселениям, а также рекомендовали их опыт к использованию в других муниципальных образованиях.
При обсуждении вопроса обеспечения благоустроенным жильём жителей Ленинградского области, члены Президиума обратили внимание на рост объёмов индивидуального жилищного строительства в общем годовом объёме строительства жилья - свыше 4 млн кв. м. Эта доля в 2023 году составила 60%. в 2024 году - 66%, что свидетельствует о всё возрастающей потребности граждан жить в чистом зелёном месте. Современные технологии позволяют работать, учиться, делать покупки и заказы через Интернет, который имеет в области широкое покрытие. Большое число личных автомобилей решает вопросы доступности любой точки на карте.
Не секрет, что в области существенными темпами растёт очередность на получение земельных участков под жилищное строительство для отдельных категорий граждан, в том числе многодетных семей, участников СВО. Члены Президиума предложили для этих целей использовать пустующие или малонаселённые деревни, прилегающие к городам и посёлкам, где уже есть дорожно-транспортная сеть, электроснабжение, возможность подключиться к газу. Востребованность земель таких населённых пунктов возрастает, если здесь выполнить работы по подготовке и обустройству участков инженерными сетями.
Нужно ли говорить об актуальности обсуждения Президиумом вопроса об обращении с отходами. Было обращено внимание регионального оператора на несоблюдение графика вывоза отходов в летний период, именно в это время появляются нелегальные перевозчики, несанкционированные свалки, случаи сжигания больших объёмов мусора на землях населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Остается проблемным вопрос вывоза и утилизации строительных отходов, о чём мы неоднократно писали в Минприроды России. И не мы одни. В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении проект федерального закона об обращении со строительными отходами.
Наши жители откликаются на предложения о раздельном сборе твёрдых бытовых отходов для последующей вторичной переработки. В области строятся мусороперерабатывающие заводы. На заседании Президиума предложено организовать пункты приёма макулатуры предприятиями по производству картона, бумаги; а супермаркетам, торгующим батарейками - установить на своей площади ёмкости для сбора использованных изделий.
В ноябре прошлого года члены Президиума Ассоциации встретились в историческом поселении - городе Новая Ладога Волховского района для обмена опытом благоустройства городских территорий. В чём ценность их практики? Во-первых, целеполагание развитие населённого пункта, как города речников, ведущего свою историю от Петра Великого, а также как центра военно-патриотического воспитания молодёжи, основанного на исторических традициях, связанных с жизнью и деятельностью А.В. Суворова, 300-летие которого мы будем отмечать в 2030 году.
Вторая особенность проекта - благоустройство города, как единого целого, в отличие от других практик обустраивания отдельных территорий населённых пунктов. В ходе заседания обсуждались предложения об изменении подходов к сохранению деревянных многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, их в Новой Ладоге 60.
Какие из перечисленных вопросов являются самыми важными - решать Вам.
– Довольны ли вы ходом муниципальной реформы? Что, по-вашему, удается, а что нет?
Совершенствование системы местного самоуправления шло все последние годы, фактически чуть ли не с момента принятия 131 Федерального закона. Оно всегда было направлено на повышение качества работы органов МСУ, в том числе с учетом местных особенностей. Но не всегда эти изменения удовлетворяли заинтересованные стороны и сам действующий закон, хоть и претерпел значительные изменения, перестал отвечать требованиям времени. С принятием нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», эта работа будет продолжена, она приобретает новый, более радикальный смысл. Закон предоставляет регионам возможности частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных территориях сохранить двухуровневую.
Ряд функций закреплены за муниципалитетами. Однако, регионы получают право перераспределять некоторые полномочия в отношении отдельных муниципалитетов или для всех в целом. В свою очередь, регион может передать на местный уровень те полномочия, с которыми органы местного самоуправления могут справиться и на которые у них достаточно средств в местном бюджете.
Предстоит разработать концепцию обновления местного самоуправления в Ленинградской области, как в территориальном, так и в функциональном аспектах. До 01.01.2027 года необходимо определиться с моделью управления регионом и принять областные законы.
– Почти год назад Гатчинский муниципальный район преобразовали в муниципальный округ. И упразднили все муниципальные образования, входившие ранее в состав района. Оправдывает ли себя такой подход?
Гатчинский район, в рамках действующего 131 Федерального закона о местном самоуправлении, в мае прошлого года осуществил территориальную перестройку муниципального образования, перешёл на одноуровневую систему - муниципальный округ. Создал новые органы управления, как части единой системы. Думаю, говорить о каких-то итогах преждевременно. В целом по стране уже накоплен значительный опыт такого рода преобразований и в нем есть как положительные, так и отрицательные моменты. По таким косвенным признакам, как количество жалоб и обращений граждан Гатчинского муниципального округа в органы публичной власти, за прошлый год, можно сказать, что обновление идёт в штатном режиме. К чести гатчинцев, они много и на разных площадках рассказывают о выбранной ими модели и применяемых технологиях. В двух словах не расскажешь. Вашим читателям было бы интересно прочитать информацию об этом проекте от первого лица.
– Как изменяются формы взаимодействия Ассоциации с населением?
Широко используется традиционные формы, такие как публикация проектных решений органов местного самоуправления, общественные слушания на собраниях, сходах жителей, в общественных палатах, объединениях работодателей и некоммерческого сектора, печатные издания, телевизионные и радиоканалы, системные издания, официальные сайты муниципальных образований.
Получили развитие новые формы общения. В Telegram-канале социальных сетях созданы аккаунты 142 глав муниципальных образований. Через систему «Инцидент менеджмент» в региональный центр управления за прошлый год поступило и обработано 164 тыс обращений, через Платформу обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» - более 115 тыс.
По распоряжению Губернатора Ленинградской области, организована работа по маршрутизации сообщений в органы публичной власти и их подведомственные учреждения, а также контроль за их исполнением.
В 2024 году зафиксировано рекордное количество заявлений граждан на портале «Госуслуги» 12 млн. Число пользователей возросло на 14%, и составило 1,4 млн человек (70% от общей численности населения), что связано с увеличением числа электронных услуг с 269 в 2023 году, до 600 2024 году.
– Всегда ли вы находите взаимопонимание с руководителями муниципалитетов?
Скажу коротко. Как и в любой семье, не всегда мир и лад. Бывают разногласия и споры, но в итоге, мы находим компромиссы. Да и, откровенно говоря, нас есть кому рассудить - это наш Губернатор Александр Юрьевич Дрозденко, который всегда находит решения самых сложных вопросов.
– Насколько эффективна работа старост? Поступают ли от них просьбы и предложения?
Институт «старост» существует с давних пор и не теряет своей актуальности. Как в старинных общинах, так и в современных сёлах и деревнях, независимо от желания власти, существуют лидеры, которым доверяет местное население. Заслуга Ленинградской области в том, что она вернула институт «старост» сначала в областное, а затем в федеральное правовое пространство. Их роль очень велика. Они вхожи в Советы депутатов, местные администрации поселений и районов, с ними на областных площадках встречаются руководители Ленинградской области. Ни одно их предложение не остаётся без внимания, а их деятельность требует всемерной поддержки.
– Во всех ли муниципалитетах достаточно руководящих кадров? И всегда ли управленцы обладают подходящими для этой работы качествами?
К сожалению, органы местного самоуправления, особенно сельские поселения, сталкиваются с серьезным дефицитом кадров. Причины этому разные, в том числе низкая заработная плата. Сохраняется потребность в квалифицированных кадрах финансистов, бухгалтеров, архитекторов, специалистов IT-технологий, в связи с чем поселения передают часть своих полномочий на районный уровень.
Прошедшие в сентябре прошлого года выборы в органы местного самоуправления существенно обновили кадровый состав депутатского корпуса и местных администраций. Пришли молодые кадры, не работавшие в системе местного самоуправления. Поэтому организация их обучения, стажировки, наставничество - насущная потребность времени.
– Поделитесь планами ассоциации на 2025 год.
Как я уже говорил выше, на первый план выходит обучение всех муниципальных служащих, в связи со стремительно меняющимся законодательством, и, особенно, не имеющих опыта работы.
У нас остаётся мало времени на обновление местного самоуправления, о котором мы говорили выше, поэтому важно ускорить разработку «дорожной карты» реформы территорий и наделения функциями новых органов местного самоуправления и начать её реализацию.
Никто не снимал с нас обязанностей организации работы коллегиальных органов Ассоциации по рассмотрению насущных вопросов, поступающих от населения и органов местного самоуправления.
Почти 20-летний опыт работы нашей Ассоциации убеждает, что мы справимся с этими задачами. Спасибо.
Беседовал Михаил Козлов