
Родион Ледолом (21 апреля) — в это время активно ломается и тает лед. Считалось, что если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды.В этот день солнце встречается с месяцем. Осенью, при первых морозах, два светила расходятся в разные стороны: одно на восток, другое на запад, — и больше не видятся до самой весны. Встречаясь на Родионов день, солнце и месяц рассказывают друг другу новости, а бывает, что и ссорятся. Если встреча получится «доброй», то есть с ясным солнцем и светлым днем, то лето будет хорошим. «Худая» встреча с туманом и пасмурным небом, предзнаменует плохое лето. В этот день можно было начинать пахоту. Считалось, что приступать к севу нужно тогда, когда кричит лягушка, либо когда кроты начинают выходить из нор, либо когда распускаются листья на березе и дубе.
В день Вадима Ключника (22 апреля) ходили к источникам (ключам), чистили их и приговаривали: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние». Затем брали воду, умывались ею и пили ее — это укрепит здоровье. Еще на источниках гадали о смерти и жизни больных людей. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили, а придя, молились на все четыре стороны и спрашивали про человека: на живое или на мертвое. Если загаданному предстояла долгая жизнь — вода должна была стоять светлая, как стеклышко. Если же больного ожидала кончина — ключи могли сильно забурлить.
На Терентия Маревного (23 апреля) солнце должно показываться в мареве. Если солнце при восходе окружено дымкой, то год обещал быть хлебородным, а если небо оказывалось ясным — считали, что придется поле перепахивать и снова засевать.
Антип Водогон (24 апреля) считается исцелителем от зубной боли. На больной зуб клали серебряную монетку, потом вынимали, делали в ней дырочку и вешали на икону святого Антипа. После этого боль должна была быстро утихнуть. Антипа Водогоном — так как половодье было на самом пике. Если же реки ко дню Антипа даже не вскрывались — будет плохой урожай хлеба и неблагополучное лето. Если же вода разливалась широко — следовало ждать плодородного года: «Была бы водица, а хлеб народится». Дожди в этот день обещают много грибов. А если ударят заморозки, то обильно пойдут грузди. Считалось, что именно на Антипа медведь выходит из берлоги.
На Василия Парильщика (25 апреля) весна землю парит. Если в этот день солнце действительно хорошо прогревало почву, можно рассчитывать на хороший урожай. Охотники уверены, что в этот день медведь, вышедший из берлоги, прячется в кустах. Поэтому по лесу нужно было ходить со всей осторожностью.
На Фомаиду Медуницу (26 апреля) отправлялись в лес собирать медуницу, которую использовали при заваривании чаев и приготовлении салатов. Было принято, чтобы за медуницей ходила самая опытная хозяйка. А чтобы медведь, которому приписывали нелюбовь к слабому полу, не признал в ней бабу, она надевала тулуп, вывернутый шерстью наружу. Также в этот день можно было рвать первые всходы щавеля, который клали в салат и в щи. Особенно вкусными по весне были щи по-монастырски, в которые кроме щавеля входили петрушка, лук, картофель и масло.
Считалось, чьл в день Мартына Лисогона (27 апреля) лисицы покидают старые норы и роют новые. А так как в первые дни после переселения лисы бывают слепы и глухи (так считалочь), и их можно ловить голыми руками. А еще на Мартына ворон купает своих детей в лужах и отпускает «в отдел» — то есть на особое семейное житье. Ворона называли зловещей птицей, приписывали ему магическую силу. Если день выдавался теплым и ярким, можно было надеяться на добрый урожай. На Мартына принято было работать от зари до зари, чтобы подготовить под посев как можно большую площадь.
Специально для «Вестей»
подготовил Николай ПРИМЕТИН