Главная Проспект Культуры «Принеси мне черевички, как у самой царицы»

«Принеси мне черевички, как у самой царицы»

Когда на постсоветском пространстве встает вопрос, что посмотреть на Рождество, в первую очередь вспоминают экранизацию повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» – фильм 1961 года режиссера Александра Роу «Вечера на хуторе близь Диканьки». О том, как снималась эта популярнейшая в свое время кинолента, и как сложилась судьба снявшихся в ней актеров – в материале «Вестей».

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА

Когда Александр Роу заявил о желании экранизировать «Ночь перед Рождеством», он услышал от советских чиновников категорический отказ. Тогда режиссер решил схитрить – он изменил название будущей картины на «Вечера на хуторе близ Диканьки» (так назывался весь сборник рассказов Гоголя) и сделал более карикатурными образы дьяка Осипа и черта. В этой версии сценарий был допущен к работе.

«Черт знает, как стало на свете… голова идет кругом… не колбас и не паляниц, а людей кидают в мешки!»

Фильм был поставлен на Московской киностудии имени М. Горького в 1961 году, а в прокат главная рождественская киносказка вышла как раз к рождеству в январе 1962 года, сразу завоевав любовь зрителей. Сыграли свою роль не только знаменитый гоголевский сюжет, но и актерский состав, и зрелищные кадры, которые получались благодаря комбинированным съемкам, использованию трюков и спецэффектов.

Например, сцены полета черта и ведьмы Солохи снимались в съемочном павильоне киностудии им. Горького. Небо было сделано из темного бархата, к нему черными нитками крепились «звезды». Страховочный трос, на котором летали актеры, тоже был выкрашен в черный цвет, а в сценах, где черт вылетает через печку в трубу и собирает вьюгу в сугроб, а также где вареники сами запрыгивают в рот Пацюку, использовался эффект обратной перемотки.

Фильм по задумке режиссера должен был сниматься в местах, описанных в книге, то есть под Полтавой. Но из-за того, что съемки стартовали в марте, пришлось ехать туда, где еще лежал снег, а именно в Мурманскую область, на Кольский полуостров. Соответственно хаты-мазанки, покрытые соломой, церковь и весь типично полтавский антураж пришлось создавать с нуля. Массовку – на роли колядующих, играющих в снежки и катающихся со снежных горок парубков и девчат набирали из ближайшего поселка среди студентов и рабочих. Переодетых в национальные костюмы молодых людей привозили к месту съемок на автобусе. В кадре молодежь должна была играть в снежки и кататься с горок. Впрочем, и за кадром их просили постоянно двигаться, чтобы не замерзнуть на морозе. В экранизации звучат настоящие украинские рождественские колядки, правда, в записи, актерам массовки надо было лишь старательно открывать под музыку рты.

«Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами!»

АКТЕРЫ И СУДЬБЫ

В отличие от массовки, актеров на главные роли отобрали заранее в Киеве и в Москве. Впоследствии члены съемочной группы признавались, что сталкивались на площадке с настоящей чертовщиной, а все несчастья, которые сваливались на исполнителей главных ролей в фильме связывали с мистикой, окружавшей произведение Гоголя.

ОКСАНА – ЛЮДМИЛА МЫЗНИКОВА

На роль главной героини и красавицы Оксаны был объявлен большой кастинг. Сначала фавориткой считалась певица Юлия Пашковская, которую Александру Роу посоветовал популярный комик и народный артист УССР Юрий Тимошенко (Тарапунька из комедийного дуэта «Тарапунька и Штепсель»). Однако режиссер остановил свой выбор на 19-летней Людмиле Мызниковой, которую случайно встретил в коридорах киностудии Довженко. Молодой актрисе польстил выбор известного режиссера, но как она потом рассказывала, играть любовь к Вакуле (Юрий Тавров) ей было нелегко, молодой человек по характеру был замкнутый и не располагал к дружеским отношениям.

«Чудная девка. С час стоит, глядя в зеркало, и не наглядится».

После успеха «Вечеров» актрисе поступали различные предложения о съемках, но она отказывалась в пользу Киевского театра юного зрителя, так что фильмография у нее не большая, зато вполне сложилась театральная и личная жизнь. В середине 1960-х на встрече Нового года Людмила познакомилась с будущим мужем Олегом Белинским, в браке у них родился сын. Фамилию она взяла от мужа и во всех последующих театральных постановках фигурировала уже как Белинская.

«Принеси мне черевички, как у самой царицы, и тогда я выйду за тебя замуж».

ВАКУЛА – ЮРИЙ ТАВРОВ

Роль влюбленного в Оксану кузнеца Вакулы сыграл студент-первокурсник киевского театрального института Юрий Тавров. Увы, она стала его первой и единственной значимой актерской работой. Несмотря на то, что критики высоко оценили его игру в «Вечерах», актерская судьба у молодого человека не сложилась. После нескольких эпизодических ролей он ушел из кино и театра, работал строителем и маляром, дважды женился и развелся, на почве алкоголизма имел серьезные проблемы со здоровьем.

«Человек без честного рода и потомства, что хлебное семя, кинутое в землю и пропавшее даром в земле».

По слухам, когда под Рождество показывали «Вечера на хуторе близ Диканьки» Юрий выключал телевизор, вспоминать свой единственный успех было тяжело.

Всю жизнь «Вакула» прожил в Одессе и умер, больной и всеми забытый, там же в 2010 году.

СОЛОХА – ЛЮДМИЛА ХИТЯЕВА

Сыграть коварную и соблазнительную ведьму Солоху сразу, не проходя кастинг, предложили Людмиле Хитяевой, которая к тому моменту уже успела завоевать всенародную любовь зрителей ролями в «Екатерине Ворониной», «Тихом Доне» и «Поднятой целине». Но через некоторое время после начала съемок с актрисой произошел несчастный случай – катаясь на лыжах с горы она врезалась в дерево и сломала нос. Актриса посчитала, что это наказание за роль ведьмы, так как думала, что еще долго не сможет сниматься: лицо после травмы опухло и представляло собой сплошной синяк. К счастью, опухоль быстра спала и о сломанном носе напоминала лишь маленькая горбинка, которая лишь добавила Солохе ведьминского шарма. Однако гримерам пришлось потрудится, чтобы добавить цветущей и стройной актрисе возраста и полноты – ей надевали несколько слоев одежды с подкладом и просили втягивать голову в шею, чтобы получался двойной подбородок.

«Женщине легче поцеловаться с чертом, нежели назвать кого красавицей».

Дальнейшую карьеру киноактрисы можно назвать очень успешной – за долгие годы творческой деятельности актриса сыграла более сорока ролей в фильмах и телесериалах, получила звания заслуженной и народной артистки, а также орден Почета.

Людмила Ивановна несколько раз была замужем. Первый раз, будучи студенткой 3-го курса, за молодым актером Александром Белокринкиным. У пары родился сын Павел, но брак продлился не долго. В 60-е годы актриса вышла замуж во второй раз – за врача-уролога Бориса Якобсона. Но и этот брак быстро распался, детей у пары не было. Более того, по признанию актрисы, на почве ревности она два раза прерывала беременность. Уже в 1975 году Хитяева познакомилась со спортсменом и постановщиком трюков Валерием Леонтьевым. Они прожили в гражданском браке 20 лет и расстались в 1996 году. В целом жизнь актрисы можно назвать насыщенной и вполне счастливой, если бы ей не пришлось хоронить единственного сына, который умер от болезни в возрасте 70 лет.

ЧЕРТ – ГЕОРГИЙ МИЛЛЯР

В роли черта не мог быть никто иной, кроме Георгия Милляра (несмотря на то, что ему было уже под 60 лет), ведь именно он играл всю нечисть в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Его партнеры по съемкам отмечали, что и в жизни, под стать своим персонажам, Гергий Францевич был очень веселым и саркастичным человеком, но при этом верующим, отчего каждый раз просил Бога простить его за «хулиганство» в виде исполнения злодеев и чертей.

«Черту кузнец Вакула был противнее проповедей отца Кондрата».

Актеру было особенно несладко на съемках «Вечеров» – его персонажу больше других пришлось валяться в снегу и даже окунаться в прорубь, без валенок и теплых зимних вещей. Сначала костюмеры сшили ему меховой костюм, но в нем актер был стеснен в движениях, поэтому Милляр попросил другой, более тонкий и холодный, обшитый вместо меха паклей, но гораздо более удобный. Ради чистоты роли актер даже отказался от павильонных съемок и дублера в сцене с окунанием в прорубь. Говорят, он выдержал целых два дубля, но после каждого его поили водкой и закутывали в тулуп.

«Полеты» ему также пришлось исполнять самому, дублер (цирковой акробат) получил травму. Но в итоге мучения актера полностью оправдались – его черт получился очень гармоничным и правдоподобным. И, кстати, эта была не единственная роль Георгия Францевича в этом фильме. В эпизодах он выполнял роль одной из сплетниц.

В целом актерскую карьеру Георгия Милляра, в отличие от многих партнеров по цеху, можно назвать успешной, актер был широко признан как критикой, так и зрителями. За свою жизнь Милляр сыграл и озвучил огромное количество всенародно любимых и узнаваемых сказочных персонажей. Хотя, по собственным признаниям, он мечтал совсем о другом – серьезных и драматических ролях – Король Лир, Цезарь, Вольтер…К тому же, после смерти Александра Роу в 1973 году Милляр снимался лишь во второстепенных и эпизодических ролях, в том числе в «Ералаше», а звание народного артиста РСФСР получил очень поздно – в 1988 году, за пять лет до смерти.

Личная жизнь актера складывалась непросто. Своих детей у него не было, первый ранний брак распался, затем по слухам он долгие годы жил вместе с матерью в коммунальной квартире, а второй раз женился уже когда актеру исполнилось 65. Со своей второй женой жил дружно, но довольно бедно, за жизнь не успев заработать ни на дачу, ни на машину.

Умер Георгий Милляр во сне 4 июня 1993 года в возрасте 89 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище.

ПАЦЮК – НИКОЛАЙ ЯКОВЧЕНКО

Советский и российский актер театра и кино Николай Яковченко начал кинокарьеру уже в зрелом возрасте, но быстро завоевал популярность. Практически каждый год вплоть до смерти артиста на экраны выходили фильмы с его участием: «Королева бензоколонки», «За двумя зайцами», «Меж высоких хлебов», «Вий» и многие другие – всего больше шестидесяти кинолент. Несмотря на невероятную популярность и всенародную любовь, официально звание народного артиста Яковченко получил, как и Милляр, поздно – лишь в 1970 году, за четыре года до смерти.

«И так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил!»

Коллеги Яковченко рассказывали, что, выходя на сцену, он смотрел на себя в зеркало, любовно хлопал по лицу и повторял: «Кормилица моя».

Женат Яковченко был один раз, на актрисе киевского Театра драмы им. Франко, где актер служил вплоть до самой смерти, Татьяне Яковченко (в девичестве Евсеенко). В браке у них родилось две дочери, Ирина и Юнона.

После войны жена артиста преждевременно скончалось от рака, потом ему пришлось хоронить одну из дочерей. Сам Николай Федорович ушел из жизни в возрасте 74 лет 11 сентября 1974 года после приступа аппендицита, и был похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Его последними словами перед смертью стала фраза: «Клоун идет на манеж».

ДЬЯК ОСИП НИКИФОРОВИЧ – СЕРГЕЙ МАРТИНСОН

На роль дьяка выбрали великолепного комедийного актера Сергея Мартинсона, на тот момент сыгравшего уже более сорока разнообразных ролей в кино. Также актер активно был занят в мультипликации, озвучивая мультфильмы.

«Когда нужно черта, то и ступай к черту!»

Сергей Александрович был человеком неординарным во всех отношениях. Единственный сын почетного гражданина Санкт-Петербурга шведского происхождения и русской дворянки он с детства посещал ведущие столичные театры, занимался музыкой и иностранными языками, поэтому в совершенстве владел французским и немецким. В 1918 году, закончив частную гимназию, он вступил в Красную армию, а через два года начал обучение в Технологическом институте, но вскоре перевелся в Институт сценических искусств. Выступал в разных эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда, а с 1945 года состоял в труппе Театра-студии киноактера. В кино ему доставались в основном эпизодические роли, но каждая из них навсегда запоминалась зрителям. Особенно ему удавались комические злодеи и прочие гротескные личности. Впрочем, он и в жизни был ярким и эксцентричным человеком.

По воспоминаниям Людмилы Хитяевой, Мартинсон замечательно двигался, был очень пластичным и обладал прекрасным чувством юмора. «Когда он тянул руку к моей шее и гнусавым голосом спрашивал: «А что это у вас, божественная Солоха?», никто не мог удержаться от смеха», – рассказывала актриса.

Сергей Александрович был трижды женат. В первом браке с Екатериной Ильиной у актера родилась дочь Анна. Второй супругой (без заключения брака) стала балерина Елена Добржанская, которая родила ему сына Александра. В 1946 году Елену арестовали по обвинению в шпионаже и осудили на 15 лет лагерей без права переписки, и в тюрьме Елена спустя пять лет скончалась. Мартинсона весть о смерти любимой «Лолы», как называли ее близкие, сильно подкосила, артист пережил первый инфаркт. И все же артист взял себя в руки, и даже еще раз женился. Этот союз подарил ему еще одну дочку Наталью. Увы, дети не стали ему поддержкой в старости. Сын вырос избалованным и непутевым, пил и вел беспорядочную жизнь, старшая дочь Анна в 1974 году эмигрировала в США, младшая занималась своей личной жизнью и почти не навещала отца.

Свои последние дни актер провел в своей квартире, в одиночестве и депрессии. Он скончался 2 сентября 1984 года на 86-м году жизни, и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

«Бабоньки, бабоньки! Кузнец-то, повесился! – Удавился! – Утопился!»

КАЗАК КОРНИЙ ЧУБ – АЛЕКСАНДР ХВЫЛЯ

Александр Леопольдович снялся более чем в шестидесяти фильмах, но особенно запомнился советским зрителям по ролям казака Чуба в «Вечерах на хуторе…» и волшебника Морозко в одноименной сказке Александра Роу. После выхода фильма в 1964 году актера постоянно приглашали выступать в роли Деда Мороза на разных елках страны. Шестидесятилетнему актеру не просто давалась эта миссия, он часто ворчал и капризничал, но дети его любили, и организаторы праздников готовы были терпеть любые его причуды. Да и самому актеру нравилось перевоплощаться в доброго сказочника. Правда, из-за прогрессирующей астмы с годами каждое выступление давалось актеру все сложнее, и со временем он сам передал эту миссию коллеге по цеху Роману Филиппову.

Личную жизнь актера можно назвать счастливой и даже образцовой. Несмотря на то, что он по роду профессии был окружен и любим женщинами, сам всю жизнь был верен одной – своей жене Анне Ивановне. Они познакомились в начале 30-х, вскоре поженились, а в 1937 году стали родителями дочери Инессы. Жена не была публичным человеком, и на общественные мероприятия с мужем не ходила, поэтому семейных фотографий не сохранилось, известно лишь, что супруги были преданны друг другу до последнего дня.

Скончался Александр Хвыля на 72-м году жизни 17 октября 1976 года в Москве после продолжительной болезни. Похоронен на Кунцевском кладбище в столице.

«И для чего спросил я сдуру, чем он мажет сапоги?»

КУМ ПАНАС – АНАТОЛИЙ КУБАЦКИЙ

Анатолий Кубацкий также был мастером эпизода и одним из самых популярных актеров советской киносказки. Благодаря своей колоритной внешности и запоминающемуся голосу он сыграл целую вереницу ярких персонажей – Король Йагупоп 77-й в «Королевстве кривых зеркал», Водокрут 13-й в «Марье-искуснице», староста Баклажан в «Чиполлино», Кум Панас в «Вечерах на хуторе близь Диканьки» и другие. Также актер много работал на озвучивании мультфильмов.

Актер женился в возрасте 27 лет, и прожил со своей женой Раисой Ефимовной в любви и согласии более полувека, воспитав сына Юлия. В 65 лет Кубацкий вышел на пенсию и почти перестал сниматься в кино, а затем в 1987 году скончалась его любимая жена. Привыкший к постоянному общению, вниманию и заботе, актер страдал от одиночества, бывшие коллеги и зрители о нем забыли, сын был постоянно занят и редко его навещал. И в какой-то момент Анатолий Львович собрал вещи жены в чемодан и переехал с ними в дом ветеранов.

Там он и ушел из жизни 29 декабря 2001 года. Похоронили артиста в семейной могиле на Пятницком кладбище. По слухам, попрощаться с ним пришел только сын с невесткой и внучкой, и медсестра, которая за ним ухаживала.

«В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться».

Комментарии
0
Рекомендуем:
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти: не теряем темпа!
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Волосовский район: мини-футбол
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Волховский район: футзал
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Всеволожский район: вертикальный спринт
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Выборгский район: автоспорт рулит
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Гатчинский округ: быстрые шахматы и другое
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Кингисеппский район: спортивные традиции выходного дня
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Киришский район: встречаемся на катке
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Лодейнопольский район: спорт настоящих мужчин
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Ломоносовский район: футбол в честь мам
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Лужский район: лови волну
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Подпорожский район: ноябрьские заплывы
Новости Ленинградской области
21 ноября Если вам продали некачественный бензин…
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Приозерский район: футбол на снегу
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Сланцевский район: спорт с утра до вечера
Новости Ленинградской области
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Тихвинский район: зачет спартакиады
В муниципалитетах
21 ноября Спортивные выходные в Ленобласти. Тосненский район: спортивное воскресенье
Криминальные вести
21 ноября Очередная жертва «бесправного» водителя
^