
Фото: pxhere.com
В день Михаила Соломенного (13 октября) молодые бабы сжигали старые соломенные постели, чтобы охраниться от недоброго глаза. А по соломе, вытрясенной из матраца, судили о здоровье его владельца. А вот старухи сжигали одни только лапти – «чтобы зиме ходу дать». Еще на Михаила чтобы защитить детей от зимних простуд и других болезней купали на пороге. Если первый снег выпадет на Михаила, значит, зима настанет еще не скоро.
14 октября – день Покрова Пресвятой Богородицы. К этому дню старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. Начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. В этот день обычно нанимали работников – как правило, на срок до Крещения. Покров считался и днем расплаты – за работу и за товары. С этого дня начинались свадьбы, а незамужние просили: «Покрой землю снежком, а меня женишком». Девушки старались как можно веселее провести праздник, так как верили: «Покров весело проведешь – дружка милого найдешь». Белый, чистый первый снег ассоциировался с фатой невесты, и по его количеству на Покров судили о количестве свадеб, которые будут сыграны. Если на Покров еще не выпадал снег – его можно было не ждать до самого Рождества.
Куприян и Устинья (15 октября) считается днем очищения от наваждений и избавления от злых духов. Если не прочитать молитву Куприяну или Устинье, могут напасть бесы. Как правило, мужчины молились Киприану, а женщины – Иустине. Бесы чаще всего нападали на пьяниц, грешников, а также сквернословов – тех, кто призывает чертей в минуты гнева или отчаяния. Говорили, что пьяницам бесы нередко являются в своем натуральном виде, лишают сна, вызывают отвращение к пище и наводят ужас. Именно этим в народе объясняли припадки «белой горячки».
С Дениса Позимнего (16 октября) осенние лихорадки – злые духи, которые вызывают болезни – шатаются по белому свету, мучаются сами и мучают людей. Лихорадка забирается под одежду, залетает соринкой в глаз. Отличным средством от них считали осиновую кору, которую полагалось всегда носить с собой. На Дениса опасались не только лихорадок, но и сглаза: «Денис – лихого глаза берегись». Лук, чеснок, редьку и соль использовали для защиты и от сглаза, и от порчи, и от любого другого наговора. Ведь соль и редька выедают все злые слова, брошенные в спину и написанные на бумаге, а запах чеснока и лука пугает нечистую силу. На Дениса старались избегать людей «с дурным глазом» (обычно кареглазых и черноглазых).
«С Ерофея (17 октября) и зима шубу надевает», а мужики добавляли: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Так называли крепкую настойку на душистых травах. Традиционный рецепт этого напитка включает: мяту, анис, зверобой, душицу, тимьян, донник, майоран, тысячелистник и полынь. Все эти травы заливают водкой и оставляют на 10–12 дней в теплом месте. Такая настойка не только вызывает аппетит, но и лечит некоторые недуги. На Ерофея в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды, ведь по лесам бродят лешие, при этом громко кричат, хлопают в ладоши и хохочут. А «Леший – не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной.
На Харитину (18 октября) женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты: «Харитина ткала и пряла – весь дом одевала». Девушки же собирались на вечерки, пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Мужчины на Харитину начинали валять валенки к зиме. Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.
Апостол Фома славился бережливостью и запасливостью, поэтому к Фомину дню (19 октября) подводили итоги года – определяли величину запасов, рассчитывали, как расходовать их в течение зимы: «На Фому тащи все в крому». Кромой называли большую сумку или место в амбаре для хранения зерна и других продуктов. Если день выдавался безветренным – это предвещало скорейшее похолодание.